В четверг украинские войска продолжили операцию по выходу из Дебальцева – согласно официальным данным, город покинули 90% находившихся там военных. Поступают новые сообщения о числе погибших и раненых в результате боев за этот населенный пункт. По официальным данным, счет погибших идет на десятки, раненых и плененных – на сотни, сепаратисты эти цифры увеличивают примерно в 10 раз. Президент Украины Петр Порошенко призвал представителей так называемой «ДНР» освободить военнопленных, в том числе тех, которые были взяты в плен в Дебальцеве в последние дни. Представители самопровозглашенной республики отвечают, что такой обмен будет возможен после дополнительных переговоров. Сегодня весь день приходили сообщения об атаках сепаратистов на села Пески, Опытное и Авдеевка под Донецком, ответных обстрелах Донецка, а также о стягивании тяжелого вооружения сепаратистов к Мариуполю – несмотря на то, что его отвод, согласно минским договоренностям, должен был начаться 17 февраля.
По официальной информации штаба АТО, из Дебальцева и его окрестностей организованно вышло «более 90% личного состава». Информация о том, сколько военнослужащих погибли во время боев в городе за последние дни, крайне противоречива. Президенту Украины Петру Порошенко докладывают о 22 погибших и более, чем 150 раненых. Сепаратисты заявляют о 3000 украинских солдат, погибших в «дебальцевском котле». Нет точных данных и о количестве попавших в плен: украинское командование говорит о десятках человек, представители самопровозглашенной «Донецкой народной республики» - о сотнях.
Президент Украины в четверг потребовал освобождения всех военнопленных, спикер АТО Андрей Лысенко обвинил сепаратистов в отказе от обмена пленными в предусмотренном минскими соглашениями формате «всех на всех». В ответ представитель «ДНР» Денис Пушилин заявил, что его сторона готова к такому обмену, однако, для этого потребуются дополнительные переговоры.
Наблюдатели ОБСЕ до сих пор не смогли попасть в город, несмотря на то, что в четверг днем сепаратисты заявили, наконец, о готовности обеспечить их безопасность в Дебальцеве. Помимо ОБСЕ, Киев хочет видеть в неподконтрольных ему районах международную миротворческую миссию – об этом стало известно после состоявшегося в среду заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины. Сепаратисты уже выступили категорически против, представители Евросоюза заявили, что должны сначала получить на этот счет более конкретные предложения из Киева.
В украинских СМИ и блогах основной темой споров остается вопрос: можно ли верить официальным сообщениям военных о том, что сдача Дебальцева была «плановой и организованной», если сами солдаты говорят, что «еле ушли из окружения», а отступление было «хаотичным»? За событиями последних дней в окрестностях Дебальцево с украинской стороны наблюдал журналист «Новой газеты» Павел Каныгин:
- Это было похоже на вынужденное отступление. Очевидно, что в рядах украинских солдат и офицеров никто не хотел сдавать Дебальцево, но ситуация там была критической, серьезным был риск стопроцентного окружения города, что, собственно и произошло в последние дни. Город действительно попал в «котел», причем украинская армия оказалась разрезана сепаратистами на две части, два таких «котла». И если бы украинцы решили принять бой, это было бы повторением трагедии в Иловайске.
- Издание BuzzFeed опубликовало снимки фотографа Максима Авдеева, сделанные на территории, подконтрольной сепаратистам. На них видна колонна новеньких танков, военные в профессиональной экипировке. В общем, глядя на эти кадры, складывается ощущение, что там была сосредоточена действительно очень большая армейская группировка. Насколько она превосходила по силам группировку вооруженных сил Украины?
Там воюют не просто, как выражается наш президент, «трактористы и шахтеры», а самая настоящая профессиональная армия. У этой армии есть прекрасная связь, замечательная логистика, подвоз питания, топлива снарядов
- Силы сепаратистов превосходили украинскую группировку в Дебальцеве, если не в разы, то очень серьезно. Причем не только в огневой мощи, а, как это ни странно звучит, в тактике. Создавалось впечатление, что там воюют не просто, как выражается наш президент, «трактористы и шахтеры», а самая настоящая профессиональная армия. У этой армии есть прекрасная связь, замечательная логистика, подвоз питания, подвоз топлива для танков, подвоз снарядов. Одна пушка за день интенсивных боев в состоянии отстрелять половину грузовика со снарядами, а таких пушек там – великое множество. Я сомневаюсь, что где-то в Донецкой или в Луганской области зарыты запасы снарядов, которые позволили бы армии «ДНР» и «ЛНР» без всяких проблем воевать, воевать интенсивно, причем не просто воевать, а побеждать армию 40-миллионной страны. Поэтому тут выводы напрашиваются сами собой.
- Насколько тревожно сейчас в Артемовске, в других городах, которые после сдачи Дебальцева оказались ближе всего к линии фронта? Боятся ли здесь наступления сепаратистов, готовятся ли к нему? Или есть какая-то вера в то, что сработают минские соглашения?
- Люди устали от войны по обе стороны. Большая часть людей, которые проживают в зоне конфликта, уже не разделяют никаких идей ни той, ни другой стороны. Конечно, люди опасаются, что произойдет расширение зоны боевых действий, что война может прийти в Артемовск, который находится всего в 50-ти километрах от Дебальцева. Но также боятся и люди в каком-нибудь Харцызске, который вроде бы находится в глубине контролируемой «ДНР» территории, люди опасаются, что рано или поздно война доберется и до них. Никто уже не выступает с призывами «освободить от карателей», или «уничтожить террористов», люди хотят возвращения статус-кво, который был после победы Майдана, зимой прошлого года, когда общество вроде бы было готово договариваться, как жить дальше, - говорит журналист «Новой газеты» Павел Каныгин.
Еще один российский журналист, Антон Наумлюк, сейчас находится в Краматорске, в ста километрах от Дебальцева и в 50-ти – от Артемовска. Этот город, который в самом начале конфликта был занят сепаратистами, сейчас является одной из основных баз украинской армии. Недавно штаб АТО в Краматорске был обстрелян из систем реактивного залпового огня, причем в результате этого обстрела погибло больше мирных жителей, чем военных.
В Краматорске так же, как и в Артемовске, организован прием беженцев из населенных пунктов, разрушенных в результате боев последних недель. И здесь так же, как и в Артемовске, опасаются возвращения войны - поэтому волонтеры готовятся к возможной эвакуации беженцев на запад Украины:
- Я говорил с координатором волонтерской организации SOS-Краматорск Александром Воронковым, который организовывал здесь центр приема беженцев. Еще один такой центр эта организация сейчас готовит во Львове, поскольку есть опасения, что наступление [сепаратистов] захватит и Краматорск. Сколько всего на данный момент беженцев, я представления не имею, но только пенсионеров зарегистрировано 30 тысяч. По информации волонтеров, в том же Славянске гораздо больше беженцев, поскольку их принимают прежде всего там.
- Как живет город, который снова стал прифронтовым, видны ли следу подготовки к обороне?
Все находятся в ожидании того, что это был предварительный обстрел, за которым последует наступление – как это было в том же Дебальцеве
- В городе пока спокойно. Пока есть лишь опасения, местные жители и волонтеры каких-то конкретных шагов пока не предпринимают, во всяком случае, это не заметно внешне. Но после последнего обстрела недельной давности, когда снаряды попали не только в штаб АТО в отдалении от города, но и в центр, где были мирные жители, все находятся в ожидании того, что это был предварительный обстрел, за которым последует наступление – как это было в том же Дебальцеве. Там тоже были сначала единичные обстрелы, а потом – тотальное наступление.
- Как относятся местные жители и военные в Краматорске к новым минским мирным соглашениям?
- В минские соглашения, на мой взгляд, здесь вообще никто не верит. Никто не может сказать, какими будут дальнейшие шаги сепаратистов, поскольку непонятны их цели. Некоторые считают, что просто идет выравнивание линии фронта и потом это будет замороженный конфликт как в Приднестровье. Другие уверены, что будет пробиваться сухопутный коридор в Крым, и тогда по удар попадет Мариуполь. Однозначные выводы никто делать не решается, - говорит российский журналист Антон Наумлюк, который сейчас находится в Краматорске, в ста километрах от Дебальцева и всего в 50-ти – от Артемовска.
Несмотря на прекращения боев в Дебальцеве, говорить о соблюдении «режима тишины» в Донбассе по-прежнему нельзя. В четверг в интернете снова появились сообщения об обстреле сепаратистами поселков Пески, Опытное и Авдеевка в окрестностях Донецка и об ответном огне украинской армии. Бойцы батальона «Азов», осуществляющие оборону Мауриуполя, сообщают, что сепаратисты в этом районе перебрасывают на свои позиции новую технику и живую силу – несмотря на то, что отвод тяжелых вооружений с линии фронта, согласно минским соглашениям, должен был начаться еще 17-го февраля.