Accessibility links

"Ганди пришел бы в ужас"


Совместная пресс-конференция Барака Обамы и Нарендры Моди в Дели, 15 января
Совместная пресс-конференция Барака Обамы и Нарендры Моди в Дели, 15 января

Объем производства в Индии планомерно увеличивается, и в прошлом году страна немного опередила по темпам роста даже Китай. Экономический прогресс, как считают большинство ученых, основан на сравнительно высоком уровне общего и технического образования населения и, главное, его секуляризации, замене религиозных и местных верований ценностями светскими и общечеловеческими. Сохранится ли эта тенденция при новой правящей в Индии националистической партии "Бхаратия джаната", которую возглавляет нынешний премьер Нарендра Моди?

В Японии есть группы традиционалистов, которые мирно протестуют против празднования дня Святого Валентина, считая, что он опошляет, коммерциализирует глубинные человеческие эмоции. Похожие группы ненавистников дня Всех Влюбленных имеются и в Индии, но там оппозиция празднику строится на тотальном отвержении западных ценностей, которые он воплощает. И нередко принимает либо форму вандализма, битья стекол и столиков в кафе, демонстрирующих атрибутику Святого Валентина. Либо агрессивного приставания на улицах к юношам и девушкам, оказывающим друг другу публичные знаки внимания. Вплоть до угроз физической над ними расправы.

«Бхаратия джаната» является частью политического истеблишмента Индии, но среди ее электората есть лица и группы весьма радикального толка, агитирующие за перевод общественного и политического устройства страны на рельсы фундаменталистского индуизма

Консервативно-националистическая партия «Хинду Махасабха» заявляет: пары, которые в день Святого Валентина декларируют взаимную любовь, в реальности или виртуально, обязаны жениться. Активисты энергично "троллят" ослушников в социальных сетях, оказывают давление на их родителей. Их лозунг: индуисты, заводите детей, плодитесь и размножайтесь, не смейте отставать от многодетных мусульман.

С минувшей осени, точнее, с 15-го ноября, члены «Хинду Махасабха» безуспешно пытаются публично выставить бюст казненного в тот день в 1949 году Натхурама Годзе, убийцы основателя индийского государства Махатмы Ганди. Консерваторы считают Годзе национальным героем, а Ганди - предателем, ибо он согласился на отделение от Индии районов компактного проживания мусульман, из которых образовался Пакистан. Активисты торжественно осветили место у храма в городе Мератх, где должен был быть установлен бюст. И потребовали объявить 15-ое ноября всенародным праздником, Днем мужества. Полиция во избежание эксцессов оцепила территорию храма и блокировала инициативную группу в помещении штаб-квартиры партии. «Это миф, что индуисты возобладали после того, как Нарендра Моди стал премьер-министром; только посмотрите, как полиция ведет себя», - возмущаются консерваторы.

Пакистанский премьер Наваз Шариф, глава индийского правительства Нарендра Моди и президент Афганистана Ашраф Гани
Пакистанский премьер Наваз Шариф, глава индийского правительства Нарендра Моди и президент Афганистана Ашраф Гани

«Хинду Махасабха» пытается публично почтить память убийцы Ганди уже давно. Первая акция была предпринята более десяти лет, когда националистическая партия Моди «Бхаратия джаната» последний раз имела большинство в парламенте. В правящей партии сегодня есть люди, поддерживающие радикалов из «Хинду Махасабха».

«Бхаратия джаната» является частью политического истеблишмента Индии, но среди ее электората есть лица и группы весьма радикального толка, агитирующие за перевод общественного и политического устройства страны на рельсы фундаменталистского индуизма, - отмечает эксперт фонда «Наследие» Лиза Кертис. – "Я бы сказала, что это маргиналы, их влияние на правительство премьер-министра Моди очень небольшое. В чем состоит их программа? В том, чтобы обязать всех граждан страны исповедовать индуизм. Принять общенациональный закон, запрещающий выход из индуизма. Тех индуистов, которые обратились в христианство, ислам или иную веру, они намерены насильно вернуть к истокам. Ибо, по их убеждению, «несчастные» оставили веру предков, будучи обманутыми прозелитами. Никакой другой причины быть не могло. Несколько штатов, где был принят такой закон, прикрываются им для преследования меньшинств. Если подобного рода мера будет принята на общенациональном уровне, что крайней маловероятно, то это нанесет огромный вред индо-американским отношениям и международной репутации Индии. В последние месяцы мы наблюдаем беспрецедентное досель явление осквернение церквей в Дели, хотя не выяснено, кто несет ответственность за это. Оптимизм внушает то, что министр внутренних дел без всякого промедления лично встретился с руководителями христианской общины и обещал провести тщательное расследование. Под Новый год в парламенте разразился скандал, когда стало известно, что один из руководителей правящей партии намерен председательствовать в Рождество на массовой церемонии принудительного возврата лиц, принявших христианство, в лоно индуизма".

Скандал вынудил этого политика отменить церемонию. Несколько дней назад президент Обама во время экуменической трапезы с представителями разных конфессий сделал заявление, шокировавшее индийцев. А именно, что Махатма Ганди пришел бы в ужас от актов религиозной нетерпимости, которые время от времени потрясают в Индии. Индуисты это восприняли на свой счет, хотя с равным успехом слова президента были применимы и к индийским мусульманам, проявляющим религиозную нетерпимость – рассказывает Лиза Кертис:

Под Новый год в парламенте разразился скандал, когда стало известно, что один из руководителей правящей партии намерен председательствовать в Рождество на массовой церемонии принудительного возврата лиц, принявших христианство, в лоно индуизма".

"За несколько недель до того Обама побывал в Индии с супругой. Визит был очень успешный, стороны подписали ряд важных политических и экономических договоренностей. Нарендра Моди лично подавал гостям чай в Доме приемов в Хайдарабаде. Тем не менее на прощальном банкете Обама сделал похожее заявление. По имеющимся сведениям, у президента остаются сомнения в приверженности Моди либеральным ценностям. Напомню, что всего девять лет назад ему было отказано во въездной визе в США на том основании, что в 2002 году, будучи главой штата Гуджарат, он не предотвратил масштабные столкновения на межобщинной почве, приведшие к гибели более тысячи мусульман. «Индия», - сказал Обама, находясь в Дели, - «добьется успеха, если не расколется по религиозному признаку». Помощникам американского президента пришлось уточнять, что эта фраза не была выпадом против Моди или его правительства. Тогда Обама также завуалированно упрекнул Индию в недостаточно глубоком уважении к правам женщин, отметив, что Америка не преуспела бы, если бы закрыла возможности самореализации для таких талантливых людей, как его жена. Мишель Обама подчеркнуто встретилась во время визита с представительницами нескольких организаций, борющихся против торговли женщинами и насилия в семье. В свете предрождественского скандала в парламенте, о котором я говорила, Обама, мне кажется, абсолютно правомочно упомянул конституцию Индии, гарантирующую права религиозных меньшинств".

Однако в своем последующем заявлении во время экуменической трапезы в Вашингтоне Обама переусердствовал -взаимоотношения индуистов и мусульман сегодня намного лучше, чем они были во времена Ганди. Веротерпимость подавляющего большинства индуистов, как писали комментаторы в Дели, сполна доказывает то, что рядом с Обамой на приеме сидел Далай Лама, который много лет назад получил убежище в Индии как диссидент, изгнанный из Тибета китайскими властями, уверена эксперт фонда "Наследие":

"Нарендра Моди, хотя он и возглавляет номинально националистическую партию, не хочет править, как националист. Его предвыборная кампания была инклюзивной; в своей инаугурационной речи он тоже протянул руку дружбы мусульманской общине. И подчеркнул, что считает неприемлемым разительное отставание мусульман от индуистов в уровне жизни. Приход к власти «Бхаратии джанаты» в конце 90-ых тоже поначалу ознаменовался эскалацией межобщинной напряженности между индуистами и христианами, но тогдашний премьер Ваджпаи быстро нормализовал обстановку. Уверена, что Моди последует его примеру. Трения между индуистами и мусульманами — это совсем другая история, хроническая, непреходящая. Но не будем при этом забывать, что общий уровень толерантности в Индии, невзирая на индо-мусульманские коллизии, намного выше, чем в других странах третьего мира, включая соседний Пакистан. Который нередко раздувает эти коллизии. Индия же имеет подлинно демократический строй, религиозные меньшинства активно участвуют в политике, конституция, повторю, полностью гарантирует им все гражданские права. Поэтому я считаю вашингтонскую речь Обамы передержкой.

Гражданское правительство Пакистана готово к сотрудничеству с Моди. Глава пакистанского правительства Наваз Шариф присутствовал на его инагурации. Но пакистанские военные не очень довольны Моди. Они припоминают ему былые резкие заявления в адрес мусульман. Но главное, полагаю, что не нравится военным в Исламабаде, так это то, что действующий индийский премьер, в отличие от своего предшественника, обуславливает улучшение двусторонних отношений полным прекращением поддержки Пакистаном исламских боевиков, орудующих в Кашмире".

XS
SM
MD
LG