Accessibility links

Матерная реакция


Евгений Чичваркин
Евгений Чичваркин

Евгений Чичваркин познакомился с Борисом Немцовым году в 2005-м или в 2006-м, когда "еще был исключительно бизнесменом", а тот "уже находился в глубокой оппозиции".

Живущий в Лондоне бывший совладелец московской компании "Евросеть" был одним из инициаторов прошедшей в воскресенье акции памяти Бориса Немцова у посольства России в британской столице. В свое время Чичваркин возглавлял московское отделение оппозиционной партии "Союз правых сил", а затем эмигрировал в Великобританию.

В 90-е Борис Немцов был среди реформаторов российской экономической и политической системы, одним из вице-премьеров российского правительства при Ельцине, и в интервью Радио Свобода Евгений Чичваркин рассуждает о том, насколько реформаторская деятельность Немцова и его коллег способствовала предпринимательской деятельности в России:

Помню Закон о свободе торговли, который кардинально изменил мою жизнь

– Пик политической карьеры Немцова пришелся на 1998 год. В тот момент насколько повезло Путину, настолько не повезло Немцову. У него в то время был реальный шанс стать президентом России. Это был бы честный, волевой лидер, хоть и не простой по характеру, но достаточно радикальный человек. Я это вполне допускаю. Но сложилось все по-другому. Помню Закон о свободе торговли, который кардинально изменил мою жизнь. Тогда Немцов, по-моему, не был еще даже губернатором Нижегородской области. Безусловно, вся работа либерального блока способствовала тому, чтобы в России появились бизнес, частная собственность, успешные компании, законодательство, которое потом еще тысячу раз усложняли и сделали нечеловеческим при Путине. Безусловно, весь бизнес должен сказать спасибо ему.

– Одно время Борис Немцов считался наследником Бориса Ельцина и одним из кандидатов в будущие президенты. Видите ли вы Немцова в такой роли?

– Его политической карьере серьезно помешал дефолт 1998 года и экономический кризис. Если бы Ельцин обозначил его в качестве преемника, допускаю, в 1997 году – его бы выбрали. Но после дефолта 1998-го это было крайне затруднительно. Люди не были готовы к интеграции с миром, к интеграции с Европой, не готовы были к обрушившимся на них совершенно новым ценностям, новым общественным отношениям. Они заскучали по совку, по твердой руке. Поэтому выборы были бы очень непростыми для Немцова. Но в итоге мы получили бы честного, последовательного, хоть и немного резкого.

Люди устали защищать свой бизнес, устали выживать

– Вы много общаетесь с россиянами – теми, которые приезжают в Лондон? Как они настроены? Вы слышали их реакцию на это убийство?

– Слышал. Их реакция – возмущение и агрессия, проклятия в адрес Путина. Причем люди по российской привычке понижают при этом голос и сыпят проклятиями.

– Если бы я вас попросила в целом описать реакцию российского бизнес-сообщества на это убийство?..

– Реакция была бы в основном матерной, поскольку люди устали защищать свой бизнес, устали выживать. Вместо того чтобы строить, созидать, что-то придумывать, они постоянно отбиваются от нападок, спасают бизнес, считают потери и так далее.​

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG