За минувший год только в Тернопольской области Украинская православная церковь Московского патриархата потеряла шесть приходов. Похожая картина и в других областях Центральной, Западной и Северной Украины. Вопреки тому, что точной статистики поменявших конфессию нет, только проанализировав новостные сообщения, можно понять, что за последний год Московский патриархат потерял на Украине десятки приходов. Прихожане церквей, как правило, голосуют за переход к Украинской православной церкви Киевского патриархата, что связано с переменой настоятеля храма. На Украине этот процесс уже называют "парад переходов".
Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий отказался комментировать решение прихожан шести церквей о переходе в другую конфессию. Он сказал: "Мы не даем такой информации" – и повесил трубку. Реакция митрополита понятна. Украинская православная церковь Московского патриархата называет отток верующих "захватом церквей", прихожане же говорят о том, что священники их не слышат.
Веские причины для перерегистрации приходов стали появляться у украинских верующих во время Евромайдана. Некоторые священники Московского патриархата отказывались служить панихиды по погибшим на улице Институтской в Киеве, а когда начались вооруженные действия на востоке Украины, та же история повторилась в отношении раненых и убитых во время так называемой антитеррористической операции. Еще одна причина перехода церквей в Киевский патриархат – язык богослужения, ведь среди приходов, перешедших в Киевский патриархат, подавляющее большинство церквей расположены в сельской местности, где преобладает украиноязычное население. При этом богослужения в церквях УПЦ (МП) происходят на русском языке. Некоторые верующие называют неприемлемым проповедование в церкви концепции "русского мира", с которой многие украинские прихожане не согласны.
О том, что отношение к происходящему в церкви не однозначно воспринимается даже среди священнослужителей Московского патриархата, свидетельствует открытое письмо, направленное священником Шумского благочиния Тернопольской епархии Олегом Шлихтой митрополиту Онуфрию, главе УПЦ (МП). Он, в частности, пишет:
Его Святейшество слишком далеко зашел в своей политической деятельности, ровно настолько, насколько "православная армия Новороссии" углубилась на территорию Украины
"Мы, клирики и прихожане УПЦ, обращаемся к Вам в нынешней тяжелый для нас всех час не с гневом и негодованием, а с глубокой болью и переживанием за святую Церковь Православную. Мы не националисты и не стремимся к единству с КП, мы постепенно один за другим теряем приходы, нам теперь нечего терять и поэтому откровенно, не выбирая слов, вынуждены Вам сказать прямо: Ваше молчание и негласная поддержка политического курса Патриархии является основной причиной раскола, который происходит в УПЦ. У нас забирают храмы, а Вы незаметно теряете паству и не чувствуете этого… Мы просим Вас позаботиться о своей пастве, которая живет на Украине, пока Господь судил быть этой земле украинской, а Вы ведете себя как евангельский (в данном контексте российский) наемник... Его Святейшество слишком далеко зашел в своей политической деятельности, ровно настолько, насколько "православная армия Новороссии" углубилась на территорию Украины".
В письме Олег Шлихта упоминает несколько причин, по которым украинские верующие принимают решение собирать подписи, чтобы покинуть лоно церкви. Священник начинает свое письмо с критики идеологических установок Украинской православной церкви Московского патриархата, одна из которых предписывает поминать во время богослужения имя патриарха Кирилла вслух: "Сегодня мы вынуждены – подчеркнем это – вслух на ектении поминать Патриарха, а вчера он награждал высшими церковными наградами за вклад в духовное просвещение Киселева, человека, который сеет ненависть между нашими народами и плетет черную ложь на Украину, ложь неслыханную за всю ее историю. Главный имперский клеветник выполняет государственный заказ и Бог ему судья, а Патриарх по церковным каналам безоговорочно способствует распространению этой лжи, и Церковь ему не авторитет… Патриарх просто епископ столицы соседнего государства и Предстоятель своей Поместной Церкви. Произносить ему многолетие на приходах, где оплакивают сотни погибших на войне с русскими наемниками людей, это просто бессмысленно, как бессмысленно также преследовать административными методами священников, которые этого не делают, – вот это и есть неканоническое действие епископа. Неужели митрополия будет распространять космогонические побасенки Патриархии о борьбе секулярного западного мира с воинами святой Руси? Это спекуляция святыней, поляризация мира на святой – российский и грешный – весь остальной мир, недопустима в Церкви. Главное преступление Патриарха против нашего народа – это то, что вооруженный конфликт между нашими государствами он трактует как священную войну… Для всех мыслящих и любящих Церковь людей в полной мере понятно, что Патриарх всецело поддерживает государственную политику России, именно той России, которая ведет сегодня войну с нашим народом, а Патриарх выступает ее идеологическим двигателем. Киевская Митрополия УПЦ вынуждена быть составной частью идеологической системы российской пропаганды. На духовенство оказывается давление со стороны архиереев, хорошо проинстуктованных из имперского центра. Наша совесть не позволяет провозглашать с амвона московские циркуляры, в которых вооруженный конфликт между Россией и Украиной называется "внутренним противостоянием".
Кирилл не признает, что на востоке страны идет братоубийственная война, что из-за агрессии России между собой воюют два христианских народа
Олег Шлихта считает, что Украинская православная церковь Московского патриархата превратилась в идеологический инструмент: "Патриарх предал свою Церковь, продал за тридцать сребреников, на которые российским государством строятся огромные храмы и монастыри, где проповедуется не Христос, а "большой религиозно-политический синтез", в духе коммунистической пропаганды", а причина оттока украинских верующих – в "постепенной потере духовенством канонической УПЦ поддержки у церковного народа"...
Протоиерей Тернопольской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата Алексей Головацкий согласен с перечисленными Олегом Шлихтой причинами перехода в другую конфессию: "Наибольший отток верующих из УПЦ (МП) связан с событиями, которые происходят в Украине. Это и Майдан, и война на востоке. Люди понимают, что предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата является патриарх Кирилл, и они не хотят быть под его омофором, так как он не признает, что на востоке страны идет братоубийственная война, что из-за агрессии России между собой воюют два христианских народа. Московский патриархат не признает агрессии России против украинского народа".
На сайте УПЦ (КП) отмечают, что такие проблемы не возникали бы, если бы на Украине была создана единая поместная православная церковь. Пока что любые переговоры по ее созданию заканчивались постепенным уходом в тень наиболее реформистски настроенных священников и архиереев УПЦ (МП). "Люди хотят иметь собственную церковь. Они говорят, что мы живем в независимом государстве и должна быть наша украинская поместная независимая церковь, – говорит протоиерей Головацкий и подчеркивает, что священники никак не влияют на решение тех или иных приходов в Тернопольской области: – Мы на эти процессы никак не влияем, собираются прихожане и голосуют, к какой конфессии они хотят принадлежать. Десятку человек принять это решение не под силу, необходимо большинство. Только в этом случае могут быть проведены поселковые сборы, состояться голосование и составлен протокол. Потом он подается в администрацию, как этого требует законодательство Украины, и происходит перерегистрация. Это всегда решение людей, мы насильно никого переходить не заставляем, но, если люди к нам приходят сами, мы не отказываемся от приходов и прихожан".
Согласно действующему законодательству, решение о смене конфессии прихожане принимают самостоятельно, если им удается собрать подписи большинства верующих, в некоторых случаях устраивается голосование. Решение прихожан должно быть также одобрено областной администрацией. После этого священник Московского патриархата покидает храм, и приглашается новый священник, и все имущество, земли и строения того или иного прихода вместе с церковью переходят под другую юрисдикцию.
По словам протоиерея, отток приходов и верующих из Московского патриархата начался на Западной Украине еще в 90-х годах. Сегодня верующие УПЦ (МП) преобладают лишь в двух районах Тернопольской области, остальные районы делят между собой УПЦ (КП), автокефальная и греко-католическая церкви.