Accessibility links

Новое пришествие Аласания


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Как обычно, публикация данных надежных социологических опросов – последний такой опрос проведен по заказу американского Международного республиканского института – оказалась в центре внимания политически заинтересованной публики. Рейтинги основных игроков – «Грузинской мечты» и «Единого национального движения» (ЕНД) – сенсации не вызвали.

Как и ожидалось, опрос показал серьезное, но еще не катастрофическое падение популярности партии власти: лишь 36% опрошенных готовы за нее голосовать и лишь 24% надеются, что она способна решить проблемы страны. Самая лучшая новость для власти заключается в том, что популярность главного соперника, ЕНД, поднялась лишь чуть-чуть, достигнув 14% (раньше было около десяти). Так что «Мечта» все же остается уверенным лидером. Изменения значимы, но не радикальны.

Самое интересное – результат партий, которые заняли в рейтинге последующие места. После того как «Свободные демократы», партия Ираклия Аласания, ушли из правящей коалиции в оппозицию, за них готовы голосовать 10% опрошенных. На первый взгляд это не так уж много, но в прошлом году ЕНД с таким же рейтингом была единственной значимой оппозиционной организацией. Так что о «Свободных демократах» впервые можно говорить как о независимой политической силе, с которой придется считаться.

Новое пришествие Аласания
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:21 0:00
Скачать

За счет чего Аласания получил относительно высокую поддержку? С одной стороны, лично он всегда вызывал симпатии публики. Но главное в том, что падение доверия к правительству, при том, что ЕНД никак не может отделаться от шлейфа «старых грехов», создало нишу для игроков, которые не связаны ни с новой, ни со старой властью. Этот же фактор помог и лево-популистским лейбористам во главе с экзотическим Шалвой Нателашвили, о котором комментаторы начали забывать, но народ, как видно, вспомнил. Лейбористы пусть совсем чуть-чуть, с шестью процентами против пяти, обошли открыто пророссийские «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе и «Альянс патриотов» Ирмы Инашвили. Впрочем, риторика этих групп настолько созвучна приоритетам «Мечты», что их трудно рассматривать в качестве реальной оппозиции.

Что практически означают эти изменения? Они во многом ответили на вопрос: к кому уйдут избиратели, разочаровавшиеся в правлении команды Иванишвили? То, что к «националам» они возвращаются крайне неохотно, мы уже знали. Многие опасались роста влияния пророссийского фланга, но опрос такой тенденции не зафиксировал. Аласания, с его репутацией нерешительного и непоследовательного политика, команда которого состоит в основном из личных друзей, обычно недооценивали. Оказалось, зря. Потребность в прозападном политике, который не ассоциируется с периодом правления «националов», реально существует, и уже можно сказать: эту нишу удалось занять «Свободным демократам».

Это обрекает их и «националов» на необходимость сотрудничества. Конечно, последним может быть неприятно, что они потеряли монополию на фланге ориентированной на европейские ценности оппозиции. Аласаниевцам, в свою очередь, трудно сразу отказаться от риторики «кровавых девяти лет», принесенной из правящей коалиции. Но ни одна из этих партий достаточно не сильна, чтобы противостоять власти, которая олицетворяет единство финансового и административного ресурсов. «Националам» трудно выйти за пределы сравнительно узкого круга верных сторонников, а у партии Аласания очень слабы организационные ресурсы. Как позитивные ценности обеих организаций, так и темы, которые они используют при критике власти, практически идентичны. Это стало особенно очевидно в последнее время, когда команда Аласания решила ужесточить критический пафос.

Конечно, как бы логично все это не выглядело, нет гарантии, что две партии действительно будут сотрудничать. Есть факторы недоверия, ревности и соперничества между лидерами. Сторонники обеих партий не слишком высокого мнения друг о друге: обе стороны считают, что противоположной следует каяться в прошлых грехах. Будучи во власти, команда Аласания дружно оправдывала уголовное преследование оппозиции, т.е. ЕНД, хотя теперь они же говорят о политически мотивированном преследовании собственных людей. С другой стороны, сторонники Аласания тоже многое не могут простить «националам». На этом этапе, скорее всего, они будут публично дистанцироваться друг от друга, что в их ситуации вполне рационально, ибо они работают на различные сегменты электората. Но в любом случае рано или поздно считаться с политической реальностью придется.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG