Грузинская делегация провела сегодня ряд встреч в Брюсселе в рамках стратегического диалога Грузия-Евросоюз. В состав делегации, которую возглавляет министр иностранных дел Тамар Беручашвили, вошел и спецпредставитель премьер-министра по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе. Тем временем деятельность чиновника вновь оказалась в центре внимания. Недавно президент Грузии Георгий Маргвелашвили выразил недовольство переговорным форматом Абашидзе-Карасин.
Заявления Зураба Абашидзе, которые он делает для СМИ, все чаще носят ответный характер. Дело в том, что деятельность спецпредставителя премьер-министра по урегулированию отношений с Россией вызывает все больше вопросов со стороны грузинской оппозиции.
Вот и сегодня Абашидзе пришлось выступать с разъяснениями, правда, на этот раз его слова были адресованы уже представителю правящей команды – президенту Грузии. Два дня назад Георгий Маргвелашвили, выступая с ежегодным посланием в парламенте, призвал Абашидзе к более тесному сотрудничеству с грузинским МИДом для того, чтобы его «действия были интегрированы в единую внешнюю политику». Абашидзе ответил главе государства из Брюсселя:
«Со дня основания этого формата представители Министерства иностранных дел принимают участие в его работе. Информация о деятельности формата также рассылается во все государственные ведомства, которые так или иначе связаны с грузино-российской проблематикой. Однако если будут (у президента) какие-то дополнительные идеи и предложения по улучшению формата, то я, конечно же, со вниманием бы их выслушал».
Вопросы к деятельности дипломата в Грузии остаются у многих. Так, слова президента о том, что «действия Абашидзе необходимо интегрировать в единую внешнюю политику», по сути, совпали с критикой оппозиции. Представители как «Единого национального движения», так и «Свободных демократов» не раз обвиняли Абашидзе в том, что его заявления часто противоречат государственным интересам и политике. Например, недавнее высказывание Абашидзе о том, что «вступление Грузии в НАТО не стоит в повестке дня», вызвало в стране политический скандал.
Критикуют формат Абашидзе-Карасин и в неправительственном секторе. Вице-президент Института стратегических исследований (Грузия) Ираклий Порчхидзе говорит, что диалог между спецпредставителем премьер-министра Грузии и заместителем главы российского МИДа не принес ничего хорошего грузинской стороне:
«Когда мы создали формат Абашидзе-Карасин, то тем самым нанесли большой урон Женевским дискуссиям, завели эти переговоры в тень. А тот «позитив», которого мы якобы достигли с помощью формата Абашидзе-Карасин, перекрыл реальные и серьезные проблемы в отношениях с Россией».
Между тем некоторые эксперты в Грузии и вовсе призывают отменить пражские встречи, а переговорные функции переподчинить какому-либо конкретному ведомству, например, МИДу. Потому недавние слова президента о том, что нельзя «допускать дублирования государственных функций или их перераспределения между разными структурами» в Грузии, многими были восприняты как сигнал к возможной отмене действующего формата Абашидзе-Карасин.
Однако бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили (был министром в 1995-2003 гг.) в комментарии «Эху Кавказа» сказал, что переподчинить Зураба Абашидзе МИДу пока не представляется возможным. Причина в отсутствии дипломатических отношений между Грузией и Россией, говорит Менагаришвили.
«Задачей было создать канал связи для решения текущих практических вопросов таким образом, чтобы не нарушать принципа прекращения дипломатических отношений. Сама форма назначения представителя главы правительства без дипломатических полномочий и без намека на подобные действия была решением достаточно разумным», – пояснил бывший министр.
Если же функции будут переподчинены, то, по сути, уже ничего не мешает Грузии заявить о готовности восстановить дипотношения, говорит Менагаришвили. А потому невозможно присвоить дипломатический статус самому Абашидзе. Так что прощаться с форматом, по всей видимости, пока рано, уверен бывший глава грузинского МИДа.
Между тем о необходимости сохранения пражских встреч вновь заявил премьер-министр. Уже после выступления президента Ираклий Гарибашвили отметил, что «высоко оценивает деятельность» Зураба Абашидзе.