Сегодня законодательная и исполнительная ветви югоосетинской власти обменялись сигналами, которые одни цхинвалцы восприняли как первый шаг к примирению, другие, наоборот, как попытку каждой из сторон объяснить обществу, почему компромисс невозможен.
Сегодня президент Леонид Тибилов принял партии парламентского меньшинства, выслушал их позицию. В ходе встречи признался, что накануне у него состоялся долгий и серьезный разговор с председателем парламента Анатолием Бибиловым и его заместителем Иналом Мамиевым, в ходе которого он призвал парламент к конструктивной работе. Позже на новостных лентах появилась информация о том, что президент встретился с делегацией от партии «Единая Осетия» за закрытыми дверями.
Формально президент сегодня выступил посредником между рассорившимися партиями, составляющими меньшинство в парламенте и доминирующей в законодательном собрании «Единой Осетией». Но фактически это выглядело несколько иначе: президент вольно или невольно предстал в качестве неформального то ли лидера, то ли покровителя малых партий и сформулировал от их и от своего имени требования к парламентскому большинству и спикеру Бибилову.
Анатолий Бибилов, в свою очередь, выступил с заявлением, в котором расценил посредничество президента не иначе, как вмешательство в дела законодательной власти со стороны исполнительной. В своем заявлении спикер не исключил, что на очереди атака на заксобрание со стороны судейских.
Дело в том, что министр иностранных дел Давид Санакоев обжаловал в Верховном суде вынесенный ему парламентом вотум недоверия. Это уже само по себе анекдот – Верховный суд не может отменить решение парламента.
Но в Южной Осетии хватает случаев, когда анекдот становился суровой реальностью. Например, отмена результатов президентских выборов 2011 года.
Призыв президента к конструктивному сотрудничеству доминирующей «Единой Осетии» с малыми фракциями, к учету их мнения при принятии решений выглядит как благое пожелание аксакала к разгорячившимся юношам. Только непонятно, как его реализовать. Одно дело, когда меньшевики в парламенте выносят на обсуждение какие-то экспертные оценки, заслуживающие внимания, предлагают нестандартные варианты решения проблем и большинство принимает эти предложения. Так бывает, когда в партию меньшинства входят признанные эксперты в тех или иных областях. Но зачем прислушиваться к пропрезидентскому меньшинству, когда речь идет о политической борьбе за власть? Непонятно. Зачем тогда вообще нужно было побеждать на выборах, если рулить в парламенте будет пропрезидентское меньшинство, товарищи, совмещающие депутатскую деятельность со службой в структурах исполнительной власти? Большинство на то и большинство, чтобы оставлять за собой принятие решений. Оппозиция на то и оппозиция, чтобы портить жизнь власти. Зачем «единоосам» особое мнение того же «Ныхаса», когда начнется процедура переназначения судей или оценка деятельности членов правительства? Кому вообще нужна оппозиция, которая сидит на коротком поводке у власти?
Леонид Тибилов указал парламенту на его место в лучших традициях Эдуарда Джабеевича. Мол, хватит бузить, вот вам план работы по принятию законов – займитесь наконец делом и не создавайте лишний шум. Это такой призыв к конструктивному сотрудничеству, о котором в республике говорят все, но никто толком не может объяснить значение этого термина. Что это такое – конструктивное сотрудничество? Ты мне – я тебе? А какой интерес в этом междусобойчике для избирателя? Избиратель хочет видеть реальные изменения к лучшему. А дружба оппозиции и власти этому никак не способствует. Любые изменения в окружающем мире – это результат трения. Нет трения – нет перемен. О качестве или принципиальности разногласий можно поспорить, но все же для общества разногласия во власти лучше, чем семейная идиллия.
Парламентское меньшинство представило свой единственный аргумент в этом споре. Мол, если мы не придем на сессию, вы не наберете кворум. Ну и пусть не приходят. Интересно будет посмотреть, что из этого выйдет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия