Accessibility links

Кто диктует моду на Кавказе


Вот уже много лет в Чеченской Республике власти самоутверждаются в насаждении разного рода моды на женскую и мужскую одежду, а также на бороды мужчин и головные уборы
Вот уже много лет в Чеченской Республике власти самоутверждаются в насаждении разного рода моды на женскую и мужскую одежду, а также на бороды мужчин и головные уборы

На Кавказе всегда предпочитали одежду выдержанную, а цвета неброские. Аксессуары только качественные и в меру. Кавказцы не любили выделяться и с большой тщательностью подходили к выбору одежды. Это в стародавние времена, не сейчас.

Одежда имела сакральное значение, каждая деталь несла особый смысл, говорит чеченский этнограф Сайд-Магомед Хасиев.

Сайд-Магомед Хасиев: Дело в том, что у любого народа есть некий идеал тела или т.н. телесный идеал. У кавказских народов, вообще, тело – есть некий эталон космографии. От яблока Адама до макушки головы – это верхний мир, до пояса или пупа – это этот мир, а ниже от пупа – это потусторонний, нижний мир. Дом делится по такому же принципу. Мир по такому же принципу делится. Вообще, космография делится на троицу. Вспомните древо жизни, древо мира и так далее, которые построены по такому же принципу. Поэтому первым делом подчеркивается и, по сути дела, делится поясом верхний и нижний миры. Пояс – это святая святых. Было время, когда сняли пояс, и это был страшный позор. Потом сняли головной убор и т.д., роль пояса перешла на головной убор. На самом деле пояс имеет очень сакральное, большое значение.

Кто диктует моду на Кавказе
please wait

No media source currently available

0:00 0:14:40 0:00
Скачать

Вот гIабли и есть чисто кавказская сакральная одежда, которая подчеркнуто символизирует деление миров – нижнего, подземного мира и верхнего, нашего мира. (ГIабли – чеченское женское национальное платье – прим. А.У.) Застежка у горла у женщин выше седьмого позвонка спереди – это и есть символ закрытия, который называется сахьора са даккхар. «Са» считается местом души. У чеченцев считается треугольник, который идет от седьмого позвонка с верхней части и нижней части, которые соединяются вершиной у сердца, и душа уходит не через глаз и воздух, а, оказывается, через седьмой позвонок, и это как будто подтвердили последние медицинские исследования. То есть все это делалось на опыте и знаниях, а не из принципа – «мне это нравится, мне это не нравится». Так что нынешние вещи делаются больше на эмоциях, чем на знаниях.

Принятие ислама на Кавказе не внесло в покрой одежды особые изменения. Но, по мнению этнографа, смешение понятий все же произошло.

Сайд-Магомед Хасиев: Во-первых, христианская, монашеская одежда – это знак. Вообще, вся одежда – мужская и женская – знаковая. Она оформляется так, что сразу не надо объяснять: я девушка, я замужняя, я жеро и т.д. (Жеро – разведенная женщина – прим. А.У.) Это сразу видно по покрою одежды. Монашеская одежда безбрачия в исламском мире означает, что она замужняя женщина, с ней нельзя вести себя как с девушкой, как с разведенкой, как с женщиной легкого поведения и т.д. Они несут свою знаковую систему. Сейчас это из-за некой размазанности знаковой символики, непонимания восприняли как богоугодное.

С приходом большевистской, советской власти на Кавказ в плане одежды многое поменялось. Новая власть призывала отбросить предрассудки и снимать головные уборы и национальные одеяния, как признак отсталости, национализма и шовинизма. Много воды утекло, и десятки лет спустя вновь зазвучали настойчивые призывы, но уже прямо противоположные.

Вот уже много лет в Чеченской Республике власти самоутверждаются в насаждении разного рода моды на женскую и мужскую одежду, а также на бороды мужчин и головные уборы.

Глава республики Рамзан Кадыров достаточно давно выступает как нравоучитель и вообще отец всего чеченского народа. Он определяет, как следует одеваться жителям подвластной ему республики, включая маленьких детей. Он по телевизору вещает о том, какие именно бороды должны носить мужчины, как покрывать девушкам и женщинам головы и многое другое.

В республике с недавних пор введено правило одеваться по пятницам в национальную одежду. Не всем это нравится, но, чтобы не выделяться, все чиновники пошили себе широкие рубахи, такие а-ля косоворотки, и одевают их по пятницам. Правда, одевших национальное платье гIабли (длинное национальное платье, перехваченное поясом в талии) чеченских женщин не видно по пятницам. Но то ли еще будет.

В университетах уже давно ввели обязательную форму для юношей и девушек. Началось все с того, что Кадыров лично посетил государственный университет и остался крайне недоволен внешним видом студентов высшего заведения. С тех пор у входа в университет стоит охрана, которая проверяет соответствие дресс-коду. Неправильная борода или отсутствие платка и длинной юбки в пол, а также каблуки, высота которых не устраивает охрану, являются причиной недопущения в здание. Одевать платок перед входом в университет взяли за моду те девушки, которые не согласны с дресс-кодом, но хотят учиться. Но длину юбки не поменяешь, и она остается правильной, то есть в пол что за стенами высших учебных заведений, что в аудиториях.

Что касается школ, то и там установили правила: женщины-учительницы в обязательном порядке должны покрывать головы и носить длинные одежды. А ученицы, начиная с первого класса, надевают на головы белые платки-треугольнички. Девочек же старших классов обязуют строго одеваться по правилам, которых нигде невозможно найти, которые, почти как неписаные традиции народа, передаются устно. Указания спускаются по властной вертикали вниз без обозначения автора, но все догадываются, кто он.

Нельзя сказать, что народ не возмущается. Очень даже возмущается. Но тихо, про себя. Выражают возмущение тем, что преобразования касаются не качества подачи знаний и повышения квалификации учителей и оснащения учебных заведений. Возмущаются еще и тем, что непонятно, каким законам все-таки следовать, чтобы наверняка не ошибиться, потому как поучения и указания чередуются угрозами и ссылками и на шариат, и на Конституцию и законы России.

Дело доходило и до агрессии со стороны посторонних людей. Молодые люди из легковой машины стреляли из пейнтбола в девушек цветными пулями, которые, по их мнению, были одеты неправильно. Из-за волны критики пришлось выступить аж главе республики Рамзану Кадырову. Он открестился от ответственности, но заявил, что не осуждает ребят-пейнтбольщиков.

Чтобы избежать нравоучений или даже агрессии, чеченские девушки предпочитают надевать платки в общественных местах. А некоторые поддерживают пристальное внимание всех и вся к одеянию женской половины. Жительница Грозного Лейла считает: семья должна указывать женщине, как одеваться.

Лейла: Ну, конечно же, это, прежде всего, ее семья. То есть ее семьей и религиозными соображениями должно быть продиктовано то, как она выглядит и во что одевается. Это должны контролировать отец, брат.

По мнению Лейлы, девушку с Кавказа должна отличать скромность.

Лейла: Издревле никогда не было такого, чтобы девушки-кавказки позволяли себе носить юбки либо слишком зауженные, либо выше колена. На голове должна быть как минимум небольшая косынка (необязательно одевать хиджаб, если нет собственного волеизъявления), полоска, подчеркивающая национальную принадлежность, например, чеченки и дагестанки носят головные уборы. Но в любом случае, даже если девушка предпочитает не носить головной убор, она должна подчеркивать свою скромность, не заголяя свои руки, ноги и не ведя, прежде всего, себя вульгарно. То есть это юбка не выше колен, не короткие рукава и не заголенная голова.

В то же время Лейла вполне допускает, чтобы чужой человек делал замечание девушке в неправильной одежде.

Лейла: Специфика нашей ментальности заключается в том, что мы – как одна семья, и если за тобой не уследили твой брат и отец, вполне возможно, что прохожий мужчина-мусульманин на улице может сделать тебе замечание. Многие посторонние люди даже часто прибегают к агрессии.

Что касается моды в соседних Дагестане, Ингушетии, Осетии и других республиках, нигде не ощущается такого пристального внимания властей к одежде местных жителей. А если бы вот как в Чечне?

Мы обратились к девушкам из Дагестана. Хадижат поддерживает мнение Лейлы о том, что кавказская женщина должна носить платок.

Хадижат: Так как кавказские женщины – мусульманки, я считаю, что они обязательно должны носить платок, но какой это будет платок, конечно, она выберет сама или социум, в котором она живет, или коллектив, в котором она работает. Я сама одеваюсь по-светски, потому что и в религии об этом говорится, и вообще есть т.н. чакры, и я считаю, что женщина в платке более защищенная. Какую одежду носить? Это категорически не хиджаб, потому что наши предки тоже не носили хиджаб, но прикрыть свое тело кавказская женщина, я считаю, обязана. Одежда, конечно же, должна быть скромной – не вызывающей, не сильно подчеркивающей фигуру.

А вот Зайнаб считает, что одежда кавказской женщины зависит от ментальности народа и того места, где проживает.

Зайнаб: Учитывая реалии сегодняшнего дня, у кавказской женщины в каждом регионе есть, наверное, какие-то свои неписаные правила, которые вряд ли будут нарушаться. К примеру, я не могу себе представить, чтобы по Махачкале ходили женщины в очень коротких юбках. Все зависит от ментальности. Конечно, одежда кавказских женщин отличается от той одежды, которую носят в других регионах страны и других странах. В основном это зависит от того, в какой семье воспитывается девушка, в какой семье живет женщина. Есть люди, которые сами предпочитают закрываться и полностью покрываются одеждой, есть те, кому диктует семья – муж, отец или брат. В принципе, жестких одинаковых правил для всех нет, и я одеваюсь так, как мне удобно и как принято в обществе, в котором я нахожусь: на работу одно надеваю, в селении я надеваю другую одежду, а если иду на какое-то мероприятие, надеваю третью, в зависимости от ситуации.

– А кто определяет, какой стиль одежды ты носишь?

Зайнаб: Это, на мой взгляд, глубоко индивидуально. К примеру, я не помню, чтобы у меня в семье отец, брат, мать или муж указывали мне, что мне одевать. Я не могу себе представить, к примеру, даже если мне не говорят это не надевать, чтобы я могла себе позволить открытую одежду, которую не принято носить. В принципе, это такие вещи, которые вкладываются в человека еще в семье, пока он растет. Есть более консервативные семьи, в которых даже не стоит вопрос выбора девушки, что надевать, а что нет, – она надевает то, что ей говорят мать или отец, а есть люди, которые просто предпочитают одевать то, в чем им удобнее. В соседних регионах, например, в Чечне, я знаю, что у них несколько иная ситуация – там обязывают на работе носить определенную одежду. У них есть свой дресс-код, т.е. это длинная одежда и головной убор. У нас как бы таких строгих ограничений нет.

Зарема говорит, что не мужское это дело смотреть, как одевается девушка.

Зарема: Какая одежда ей нравится, такую она и одевает. Она сама должна выбирать одежду. Она не должна выходить замуж за такого мужчину, который будет указывать, что ей носить, что для нее прилично, а что нет. Для этого есть женщины – подруги, сестры, тети, мамы.

– А вы допускаете, чтобы посторонний мужчина на улице сделал вам замечание, если ему не понравилось, как вы одеты?

Зарема: Нет. У меня есть свои братья, отец. Если они допускают то, как я одеваюсь, то какое дело посторонних мужчин, как я одеваюсь. Если они не делают ей замечаний, если они считают нужным, чтобы она росла так, как ей хочется, то есть у нее есть свобода в семье, то зачем кто-то должен ей эту свободу ограничивать?

Чеченский этнограф Сайд-Магомед Хасиев говорит, что в стародавние времена не было такого, чтобы кто-то кому-то делал замечания по поводу одежды. Все было четко и разумно продумано.

Сайд-Магомед Хасиев: Типологически чеченская женская одежда относится к кавказскому типу, подразделяется на три подвида – одежда взрослых девушек, одежда замужних женщин, одежда разведенных женщин и женщин преклонного возраста. Соответственно, сюда вклинивается и канон исламской одежды. Такое деление характерно для всех народов на Кавказе. В отличие от других народов, у чеченцев не приняты яркие, броские тона даже у девушек – это считается плохим тоном, безвкусицей. Чеченскую женскую одежду характеризуют приглушенные тона.

XS
SM
MD
LG