В Тбилиси сегодня почтили память Джохара Дудаева. Чеченский генерал, провозгласивший независимость Ичкерии, был убит ровно 19 лет назад в результате спецоперации российских спецслужб. Грузинские почитатели Дудаева вспоминали не только прошлое. На памятном мероприятии сегодня звучали и вполне политические заявления по поводу настоящего и будущего в кавказском регионе.
«Мы не забудем, не заплачем, не сломимся! Думаю, эти слова должны стать девизом каждого кавказца», – советник министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия, этническая чеченка Мека Хангошвили открыла вечер памяти Джохара Дудаева его собственными словами. Ведущая и одна из организаторов мероприятия призналась, что давно следует этому девизу. Эти же слова были высечены на мемориале памяти жертв депортации вайнахов в Среднюю Азию, который установили в Грозном в первые годы правления Дудаева. Сегодня этого памятника в Чечне уже нет, да и первого президента Ичкерии там вслух стараются не вспоминать.
Зато, как оказалось, генерала, провозгласившего независимость Ичкерии, хорошо помнят в Грузии. Несмотря на дождливую и необычно холодную для середины апреля погоду, зал, где проходило мероприятие, был полон. Однако один из организаторов вечера, фольклорист из Панкиси Султан Борчашвили все равно посетовал на малое количество пришедших:
«Мы каждый год проводим такие вечера в память о Джохаре Дудаеве. Вот только в этом году людей меньше, чем обычно. Чеченцев раньше тоже больше было на таких мероприятиях, но дело в том, что многие уезжают (из Грузии). Но мы все равно, как можем, стараемся, собираемся».
Ведущие выступали на фоне ичкерийского знамени, портретов и фотографий с Дудаевым. На знамени красовалась аббревиатура ОБОН ЧРИ – Отдельная бригада особого назначения Чеченской Республики Ичкерия. Правда, осталось неясным, был ли боевой штандарт выбран с умыслом, за неимением других ичкерийских флагов, с изображенным волком.
Мека Хангошвили тем временем рассказывала об эпизодах, в том числе и малоизвестных, из жизни первого чеченского генерала и президента:
«Возможно, многие молодые люди, которых я вижу в этом зале, не помнят или не знают о том, что Джохар Дудаев, будучи на службе в Эстонии, отказался подчиниться приказу произвести обстрел местного телевидения. Он всегда оставался в первую очередь человеком. В 1991 году, 27 октября чеченский народ единогласно проголосовал за Дудаева, и он до конца своих дней оставался президентом Ичкерии. 21 апреля 1996 года в селении Гехи-Чу против Дудаева, не побоюсь этого слова, был осуществлен теракт. Спецслужбы выявили его местонахождение и выпустили ракету. Таким образом, Кавказ потерял достойного сына и большого рыцаря».
В течение вечера говорили не только организаторы. В зале выступали люди, которые были знакомы с Дудаевым, вспоминали о тех или иных встречах с лидером Ичкерии. Все благоприятствовало тому, чтобы политический градус мероприятия повышался: выступления гостей и организаторов звучали все жестче. Грузинская поэтесса и общественный деятель Белла Алания призвала руководство страны уделять больше внимания отношениям с жителями Чеченской Республики в частности и Северного Кавказа в целом.
«Рано или поздно в Чечне поймут, что их пребывание в российском пространстве представляет угрозу их существованию, угрозу будущему их нации. Процесс русификации на Северном Кавказе продолжается и только усиливается. Нам всем нужно задуматься о создании общего телевидения для кавказцев, о предоставлении возможности бесплатного обучения в вузах Грузии для жителей Северного Кавказа», – перечисляла Алания.
Под конец она оговорилась, что не хочет, чтобы получилось так, будто Грузия пытается раздражать Россию. «Все это нужно сделать тихо, спокойно, последовательно, шаг за шагом», – подытожила поэтесса.
Присутствовавшие в зале одобрительно зашумели в знак согласия. Под конец мероприятия память Джохара Дудаева почтили минутой молчания. Перед тем, как разойтись, организаторы выразили надежду, что в будущем участие в подобных вечерах вновь будет принимать вдова первого президента Ичкерии Алла Дудаева. Она в течение нескольких лет жила в Тбилиси, но после смены руководства страны в 2012 году покинула Грузию и перебралась в одну из европейских стран.