Accessibility links

Чем заняться омбудсмену


Изида Чаниа
Изида Чаниа

На прошлой неделе Галина Дюкарева отметила очередную юбилейную дату – 15 лет назад тогда еще молодую и здоровую женщину выдворил из ее собственной квартиры чиновник среднего звена. Вернувшись в Сухум, Галина обнаружила, что на двери ее квартиры сменили замок. Уверенная в своей правоте, она решила обратиться к закону.

Долгие хождения по судам и бегущие годы превратили молодую женщину в инвалида – сахарный диабет с букетом сопутствующих заболеваний. Каждые полгода Дюкарева выезжает на лечение за пределы страны, а вернувшись, опять пытается найти поддержку и защиту у абхазских властей и в посольстве РФ в Абхазии. Ее знали все – судьи, прокуроры, все президенты Абхазии, послы, консулы, журналисты. У нее на руках решения судов всех инстанций. Но исполнить эти решения никто не торопится.

Весной 2011 года весь коллектив военного санатория «Сухум» был уволен по надуманной причине грядущего ремонта. 1300 человек остались без работы. Долгие 10 месяцев оставались без работы и 130 сотрудников торгового центра «Континент». Теперь торговый центр закрыт – судьбой людей, оставшихся без работы, похоже, никто в стране не обеспокоен.

В 2007 году средь бела дня у гудаутской мечети расстреляны представители духовенства. Годом позже совершено покушение на имама сухумской мечети. Ни одно дело не расследовано, ни одному преступлению не дана оценка. И много лет мусульмане страны не могут решить вопрос о строительстве мечети в Абхазии.

В апреле 2012 года в СИЗО МВД Абхазии покончил жизнь самоубийством Тимур Хутаба – один из задержанных по подозрению в покушении на Александра Анкваба. По версии следствия, Хутаба повесился в камере. Сомнения о том, что это было самоубийство, выражают на судебных заседаниях вот уже третий год обвиняемые в этом преступлении. Большинство из обвиняемых отказываются от своих показаний, утверждая, что они давались под пытками.

Все эти случаи и многие другие нарушения прав человека не попали в орбиту интересов Уполномоченного по правам человека в Абхазии. Суды, жилищные споры, посягательство на неприкосновенность жилья, препятствия к осуществлению профессиональных обязанностей, нарушения презумпции невиновности, вмешательство в личную жизнь. А еще есть права на труд, образование, передвижение, охрану здоровья, социальное обеспечение и многое другое. Однако то, чем озабочены правозащитники во всем мире, не вызывает никакой озабоченности у правозащитников в Абхазии.

На прошлой неделе Уполномоченный по правам человека Георгий Отырба третий раз за свою восьмилетнюю работу на посту дал пресс-конференцию. Те 10-15 жалоб, которые, по его словам, поступают к нему в течение года, зачастую остаются без ответов. Наверное, потому, что Георгий Отырба считает, что его главная задача – «дружить с властью», иначе, считает правозащитник, добиться ничего невозможно. И Уполномоченный дружит с властью вот уже третий срок к ряду – меняются президенты, но все они довольны его работой.

К достижениям своего ведомства Уполномоченный причисляет два законопроекта – «Об Уполномоченном по правам человека» и «Перечень неизлечимых болезней, при которых осужденные должны быть освобождены от наказания». И еще – вопрос почтового сообщения. «Мы говорили об этом с президентом, с представителями почты. Мы независимое государство, и международный пункт обмена должен у нас присутствовать», – сказал он журналистам. При этом омбудсмен признается, что за все годы существования его структуры не было сделано ни одного отчета по правам человека. Возможно, потому, что он искренне считает, что «омбудсмен не может сделать того, что делают СМИ».

Его точку зрения, видимо, разделяют и рядовые граждане, которые вместо того, чтобы жаловаться на нарушения прав человека омбудсмену, обращаются к журналистам. По крайне мере СМИ Абхазии в течение года получают в десятки раз больше таких обращений, и, судя по всему, они в десятки раз эффективнее, чем государственная структура, функцией которой является защита прав человека. Это при том, что у СМИ нет полномочий, которыми обладает Уполномоченный по правам человека.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG