Accessibility links

Владимир Кулиджанов: «Весь мир отмечает сегодня этот день»


Армянская община Южной Осетии, по словам главы общественной организации «Берд», ощущает историческое единство с соплеменниками и разделяет боль армян всего мира
Армянская община Южной Осетии, по словам главы общественной организации «Берд», ощущает историческое единство с соплеменниками и разделяет боль армян всего мира

В Южной Осетии проживает несколько сот армян. Многие из них – потомки тех, кто бежал на Кавказ от турецких репрессий.

Глава армянской общины Южной Осетии Владимир Кулиджанов живет в центре Цхинвала. По соседству на той же улице обосновались и другие армянские семьи. Общественная организация, которую он возглавил в 2014 году, существует в республике уже несколько лет. Правда, при перерегистрации было решено переименовать ее с «Арарата» на «Берд». Говорит Владимир Кулиджанов:

– Мы все вместе решили, что пусть организация называется «Берд», что в переводе с армянского означает «крепость».

– Сколько человек состоит в вашей организации?

– Человек 40-50 в нашем составе.

– А сколько армян, по вашим данным, живет в городе, в республике?

– В городе где-то… Если считать с малолетними детьми, где-то до 800, наверное, будет. Но точной цифры у нас пока нет. Мы ждем, когда в октябре пройдет перепись населения, и тогда мы получим точные цифры.

Владимир Кулиджанов: «Весь мир отмечает сегодня этот день»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:06 0:00
Скачать

– Так почему все же решили поменять название «Арарат» на «Крепость»?

– Это общее мнение было: Арарат был когда-то армянским, но в данный момент гора находится на территории Турции.

Армяне Южной Осетии общаются друг с другом в основном на грузинском. «Это понятно, – говорит Владимир Кулиджанов, – мы же не выходцы из самой Армении, а жили и выросли в Грузинской ССР». Хотя все они неплохо владеют еще осетинским и русским языками. Община живет большой дружной семьей. Трагедию 1915 года – геноцид армян в Османской империи – они не могли обойти стороной: накануне памятной даты приняли участие в специальной конференции. Продолжает Владимир Кулиджанов:

«Это такая акция, весь мир отмечает сегодня этот день – день геноцида. Армяне живут во всем мире. До нас доходит, что и в Аргентине, и в Бразилии, и в Америке, и в Африке, даже в Египте живут армяне. И там они тоже отмечают этот день. Мы тоже взялись. У нас есть свой совет, активные молодые ребята, вместе с которыми мы и провели это мероприятие».

На конференции, посвященной столетию геноцида армянского народа, Владимир Кулиджанов из уст своего одноклассника, а ныне директора югоосетинского научно-исследовательского института Роберта Гаглоева, узнал много нового. Оказывается, в 1918 году, когда начался исход армянских беженцев из Карского района, отошедшего Турции, часть из них осела и в Южной Осетии. Говорит Роберт Гаглоев:

«Самое интересное, что у нас тоже много фактов на территории Южной Осетии. Я, например, знаю, что Захаровы – один из них, вы все его знаете, работает в пожарной охране – это армяне. Именно потомки тех, которые бежали в 1918 году, спасаясь от турок. Есть у меня еще один пример, связанный уже с фамилией Гаглоевых, с моим дедушкой. Они тогда приютили двух девчонок, армянок. И воспитали их, выдали замуж. И одна из них, не помню ее фамилии, имела уже троих детей, и родные ее нашли спустя 40 лет. Из России приехала дочь тети этой девочки. Это целая история… Я почему это вспомнил? Есть много таких историй. Например, в селении Зар, по-моему, было с десяток армянских детей. Те, кто хотел перейти через Кавказский хребет, зная, что они могут погибнуть, оставили детей здесь, в селе. Над этой темой пока никто не работал, но мы постараемся это сделать. Ведь это очень интересный материал».

Армянская община Южной Осетии, по словам Владимира Кулиджанова, ощущает историческое единство с соплеменниками и разделяет боль армян всего мира.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG