В грузинском селении Эргнети, расположенном у административной границы с Южной Осетией, сегодня состоялась очередная встреча грузинской, югоосетинской и российской сторон. Это уже 54-я по счету встреча в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них. Одна из основных тем, которые сегодня обсуждали стороны, касалась судеб людей, без вести пропавших в зоне конфликта.
Сегодняшняя встреча в Эргнети продолжалась более пяти часов. С самого утра неподалеку от палатки, в которой встречаются представители сторон, прохаживался пожилой мужчина. Он представился, как Нодар Налбандов. Мужчина рассказал, что его сын Григол пропал во время августовской войны и о его судьбе до сих пор ничего неизвестно. Налбандов приехал в Эргнети, чтобы пообщаться с представителями грузинской и осетинской сторон. Участники делегаций из Тбилиси и Цхинвали не стали отказывать Налбандову, правда, грузины и осетины поговорили с ним по отдельности. Позже мужчина рассказал корреспонденту грузинской службы Радио Свобода, что ему пообещали довести до конца расследование по делу об исчезновении его сына.
Позже к палатке подошли три женщины. Все они оказались из Цхинвали. Они рассказали, что спустя пару месяцев после августовской войны были похищены их родственники и вывезены на территорию, подконтрольную Тбилиси. Женщины попросили грузинских участников встречи передать властям Грузии просьбу ускорить поиски. Наира Плиева, тетя пропавшего Алана Хачирова, рассказала, что грузинские следователи ведут по этому делу свое расследование, однако детали ей неизвестны.
«Мы знаем, кто их задержал. Знаем, кто их увез отсюда. Но вот куда они потом делись, мы не знаем. У меня есть родственники там, в Тбилиси, и мне сказали, что в течение девяти дней с момента похищения они были живы. Что потом с ними стало – не знаем», – сказала Плиева.
Представители грузинской стороны обещали помочь.
Сама встреча носила характер, ставший для подобного формата уже традиционным. Грузины и осетины обменивались не только предложениями по урегулированию ситуации в зоне конфликта, но и претензиями. Представители Тбилиси потребовали освободить граждан Грузии, которые содержатся в цхинвальском изоляторе. Также грузинская сторона выразила протест против передвижения российской военной техники вдоль административной границы. В качестве доказательства на встрече были представлены фотоматериалы, на которых запечатлены зенитные установки. Руководитель аналитического департамента МВД Грузии Шалва Энукидзе рассказал журналистам, что представители самопровозглашенной республики недавно обновили военную технику и передвижение отдельных единиц было вызвано именно этим процессом.
«На фотоматериалах запечатлена и четко видна российская бронированная военная техника, которая передвигалась в непосредственной близости от линии оккупации в сторону Гори. Представители де-факто властей Южной Осетии не стали обсуждать эту тему, а российская сторона, которая присутствовала на встрече, опровергла этот факт», – сказал Энукидзе.
Тем не менее журналистам после встречи представитель делегации из Цхинвали Хох Гаглойты заявил, что грузинские наблюдатели попросту перепутали виды техники.
«Там (на фото) большая военная машина, а за ней установлен очехленный прицеп. Там даже есть элемент некоторого юмора, потому что грузинские представители говорили, что определили единицу зенитных установок. Но по факту лица, ответственные за эти единицы транспорта (российская сторона), сказали, что это полевая кухня», – сказал Гаглойты.
В свою очередь представитель осетинской стороны обвинил грузинскую сторону в вооруженных провокациях. Гаглойты рассказал, что продолжаются факты обстрелов указателей с южноосетинскими надписями, например, баннеров, на которых написано «Республика Южная Осетия».
Кроме того, осетинская сторона вновь подняла вопрос о создании комиссии по демаркации границ, но представители Тбилиси сразу ответили категорическим отказом. Аналогичной была реакция представителей Цхинвали, когда грузинская сторона заговорила о недопустимости возведения ограждений вдоль административной границы. Делегация из Южной Осетии отказалась обсуждать этот вопрос.
Дата проведения следующей встречи в Эргнети стала, по сути, единственным пунктом, по которому стороны пришли к согласию. Следующая встреча состоится 25 мая.