– Расскажите, как вы приближали победу, сколько вам было лет, когда вы ушли на фронт?
Ваграм Акопович Калайджян: 17 лет было. Со школьной скамьи меня взяли, давай туда – Марухский перевал, Эльбрус, потом Клухорский перевал. Когда Клухорский перевал, Эльбрус захватили немцы, через шесть месяцев уничтожили их. Потом два их флага: черный и красный взяли в штаб в Сухум. А на их месте поставили советский флаг.
– Расскажите о ваших наградах.
Ваграм Акопович Калайджян: Оборона Кавказа, в 1941 году 29 мая нам вручили первую награду.
Ражден Хикуба: Когда война началась, мне было всего 15 лет. Войну прошел, учился и работал в колхозе. Помогали мы одиноким женщинам. У нас была молодежная бригада, шесть человек ходили на помощь, помогали. Был 1942 год, я заработал в колхозе десять тысяч рублей, которые внес в фонд обороны, за что удостоился благодарственного письма главнокомандующего Сталина.
Ваграм Терзян: Я начинал с Первого Белорусского фронта и прошел до конца, до Берлина. В Берлине я был пять лет, служил в комендатуре и потом вернулся домой.
– Сколько вам было лет, когда вы ушли на фронт?
Ваграм Терзян: Мне было 17 лет, когда я пошел в армию. В 1943 году я уже был в армии, в 1944 году был на передовой, на фронте.
Борис Кутарба: Мне было 17 лет, сначала я в Грузию попал. Оттуда в Туапсе, и, наконец, я в Батуми попал. Там я прослужил. Сейчас нормально, только старый уже, 90 лет.
Александр Борисович Малочковецкий: С 1941 года. В 14 лет я уже стоял у станка на военном заводе, который выпускал патроны. По двенадцать часов в сутки, голодный мальчик перевыполнял план. А в шестнадцать с половиной лет я вступил в комсомол и пошел добровольцем на войну. Потом Второй Белорусский фронт, штурмовик, стрелок-радист, освобождал Украину, Польшу. Затем на войну с Японией.
Роман Николаевич Чоладзе: Я ушел из Сухума, сначала Краснодарский край, а потом освобождали Крым. После Крыма нас погрузили в эшелоны и отвезли в город Черновцы. Получили новое оружие, оттуда взяли город Ужгород, Карпаты и закончили войну в Праге. Значит, получается – от Сухума до Праги.
Иван Чичиевич Пилия, 87 лет: Мне было 14 лет, когда война началась. Я окончил семь классов и вместо того чтобы продолжать учебу, пошел работать в колхоз. В колхозе проработал всю войну. Поэтому я приравнен к ветеранам Великой Отечественной войны, труженик тыла.
Мария Ивановна Томасян: В 1941 году я работала в истребительном батальоне, в Гулрипше был батальон. А в Отечественную войну народа Абхазии 1992-1993 годов – в военном санатории в Эшере.
Артавазд Никогосян: Я в 1944 году мобилизовался, обучали нас военной технике и отправили на фронт. Это была Белоруссия. Немцы начали бежать, обстреливали, в основном в плен сдавали.
– Расскажите о ваших наградах.
Артавазд Никогосян: За взятие Польши, за победу над Германией.
Георгий Иванович Ткебуадзе: Когда я ушел на фронт, мне было пятнадцать лет. Я попал на Северный Кавказ, и до самого Тихорецка мы дошли. Там одиннадцать человек из батальона осталось. После этого мы освободили Кубань. До самого Ростова мы дошли, немец ушел. В Ростове был сильный бой, оттуда тоже их прогнали. Дошел я до Курской дуги. Там я получил ранение, в Харькове лежал. Оттуда списали в 1944 году, я уже здесь был. В 1945 году, когда война закончилась, это для нас была большая радость. И сегодня большая радость для нас, семьдесят лет, мы встретились. Война в Абхазии – ненужная война, но тоже одержали победу. Дай бог, чтобы больше не было войны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия