Статистика – ахиллесова пята Абхазии. О том, как в управлении госстатистики в разные периоды новейшей истории Абхазии журналисты пытались добыть хоть какие-то данные, надо писать фельетоны – до такого абсурда порой доходила ситуация.
Глава управления по статистике Зоя Авидзба, например, отвечая на незамысловатые запросы, демонстрировала потрясающее своей наивностью незнание элементарных основ Конституции. В памяти осталась одна из переписок, в ходе которой журналисты пытались объяснить чиновнице (и на русском, и на абхазском языках), что государственным языком Абхазии является абхазский язык. Уж не знаю, насколько удалось это нам, но ответа на простейший вопрос: сколько жителей Абхазии владеет государственным языком, мы так и не получили.
Проблема огромная: статистических данных, на основе которых можно проводить анализ и прогнозировать развитие на близкое и далекое будущее, как не было, так и нет. А ведь и перепись населения проводилась, и перерегистрацией предприятий госстатистика занималась с потрясающей регулярностью и настойчивостью, и данные о платежах и налогах, судя по сдаваемым бухгалтерским отчетам, в это ведомство поступают исправно.
Конечно, было подозрение, что какие-то статистические выкладки существуют, но информация это сугубо для личного пользования избранных. Поэтому, когда очередной президент страны говорил, что налоговые поступления от вывоза инертных материалов не только перекроют странный железнодорожный кредит, но еще и принесут стране деньги, которые пойдут на восстановление всего и вся, возражать ему аргументировано было сложно. Также тяжело было понять и экономическую перспективу проектов по восстановлению молочного завода или закладке «садов Абхазии», или уничтожению чайных плантаций (которые выкорчевывали под яблоневые сады и ипподромы).
Но, видно, и тогда, и сейчас экономические выкладки делались всеми президентами «на глазок» даже при составлении проектно-сметной документации или определении перспективных проектов. Об эффективности этих проектов госстатистика нам, понятно, ничего не рассказала. Но мы знаем, что после железнодорожного кредита у страны остался государственный долг, молзавод не работает, а «садам Абхазии» по-прежнему нужны дотации.
На этой неделе произошли кадровые изменения в госстатистике. Теперь это ведомство будет возглавлять опытный специалист Кама Гогия, много лет проработавшая в Контрольно-ревизионном управлении (КРУ). Но хороший вопрос уже прозвучал в соцсети: «А сколько коррупционных схем она раскрыла за время работы начальником КРУ, или хотя бы на какой из ныне обсуждаемых строек она нашла финансовые нарушения?» А в ответ – тишина.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции