Подгонка законодательства под интересы определенных бизнес-групп, конфликт интересов во властных структурах и существование несменяемых чиновников – это далеко не полный перечень проблем, о которых пишут сегодня представители НПО «Зеленая альтернатива» в своем докладе об управлении природными ресурсами в Грузии. Эксперты предупреждают общество об опасности роста элитной коррупции в стране.
На сегодняшней пресс-конференции руководитель «Зеленой альтернативы» профессор Ираклий Мачарашвили рассказал журналистам, как крупные энергетические и горнодобывающие компании в стремлении получить максимальную выгоду зачастую идут на крайне сомнительные сделки с властными структурами. В качестве иллюстрации он привел пример с горнодобывающей компанией «Маднеули» и ООО «Кварцит», которые были переданы скандально известной золотодобывающей компании RMG, получившей право на разработку рудника Сакдриси.
«В марте 2012 года парламентом был принят специальный закон, по которому эти две компании (АО «Маднеули» и ООО «Кварцит») в обмен на уплату 13 миллионов лари были освобождены от любых административных взысканий за правонарушения, совершенные на протяжении последних 18 лет. Затем уже «чистые» компании перепродали RMG. Никто толком не объяснил, по какому принципу была рассчитана эта сумма и куда ушли эти деньги. Более того, новые власти «восстановили справедливость» – авторы этого дремучего законодательного акта повышены в должностях, один из них занимает кресло замминистра», – говорит Мачарашвили.
Еще одна серьезная проблема, поднятая экологом, – это конфликт интересов, который возникает из-за никем не контролируемых перемещений чиновников из Министерства энергетики в частные энергетические компании, в прошлом принадлежавшие нынешнему министру энергетики Кахе Каладзе.
«Особо стоит отметить интерес Кахи Каладзе и его заместителей к энергетическому сектору. К примеру, директор принадлежавшей ранее Каладзе компании «Кала Энерджи» Георгий Кавелашвили до 2012 года занимал должность замминистра энергетики. После прихода во власть Каладзе взял себе в замы еще одного делового партнера – Гию Кавтарадзе, который затем под давлением «Зеленой альтернативы» и общественности подал в отставку. Еще один пример: одна из заместителей Каладзе Мариам Валишвили в период между 2008 и 2012 годами одновременно занимала должности замминистра энергетики и директора его же компании «ТОТ Энерджи». Теперь она вновь работает замом Каладзе», - продолжал Ираклий Мачарашвили.
Хотя Каха Каладзе официально передал доли в перечисленных энергетических компаниях, его отец Карло Каладзе до сих пор занимает должность члена наблюдательного совета АО «Грузгидрострой», директором которого в прошлом работала упомянутая Мариам Валишвили. Последняя, к слову, комментировать заявления «Зеленой альтернативы» категорически отказалась, назвав их «надуманными».
Еще одной упомянутой авторами доклада персоной, приближенной к «Грузинской мечте», является Омар Куцнашвили – отец одного из лидеров парламентского большинства Закария Куцнашвили. По словам Ираклия Мачарашвили, именно по рекомендации депутата произошло лишение Сакдрисского рудника статуса памятника культурного наследия.
Руководитель «Зеленой альтернативы» рассказал, как в прошлом году Омар Куцнашвили создал «Национальную ассоциацию энергетики и окружающей среды». В этом НПО объединились крупнейшие частные и государственные энергокомпании, его основной целью, как говорит Мачарашвили, является дискредитация в глазах общественности экологических организаций, выступающих за соблюдение норм экологии при строительстве объектов энергетической инфраструктуры.
Омар Куцнашвили обвинения экологов категорически отверг, заявив, что не желает иметь ничего общего с «идиотскими заявлениями».
«Это популистские поверхностные заявления, лишенные научной базы, далекие от исследований и фактов! Как можно обсуждать такую безграмотность?!» – возмущался Омар Куцнашвили.
В завершение пресс-конференции руководитель «Зеленой альтернативы» обратился к властям с рекомендацией признать недействительными законодательные акты, принятые в угоду определенным компаниям. Ираклий Мачарашвили призвал обратить внимание на конфликт интересов, существующий в ряде властных структур, чтобы предотвратить развитие элитной коррупции.