Парламентская ассамблея НАТО призывает руководства стран альянса предоставить Грузии MAP – План действий по членству. Сегодня об этом заявил глава комитета по обороне и безопасности грузинского парламента Ираклий Сесиашвили. Депутат назвал это «значительным успехом». Тем не менее некоторые грузинские эксперты считают, что говорить об успехах пока преждевременно.
Грузинская делегация, которая несколько дней провела в Будапеште, где следила за 60-м заседанием Парламентской ассамблеи НАТО, сегодня подытожила свой визит. Глава парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили созвал в Тбилиси специальный брифинг, где рассказал журналистам, что в столице Венгрии была принята декларация о расширении НАТО. В списке стран, за счет которых планирует расширяться военный блок, оказалась и Грузия. Депутат также подчеркнул, что по настоянию грузинской стороны в декларацию о расширении был внесен новый, 8-й пункт. В нем говорится, что сам процесс расширения военно-политического блока не должен подвергаться влиянию третьей страны.
«Это очень значительный успех. То, что Грузия оказалась в декларации о расширении НАТО, является ничем иным, как безусловной поддержкой Грузии, поддержкой наших устремлений на пути к членству в НАТО», – подытожил Сесиашвили.
Депутат не скрывал радости и по поводу того, что Парламентская ассамблея НАТО настоятельно призвала руководителей стран альянса предоставить Грузии План действий по членству, то есть MAP. Сесиашвили дал понять журналистам, что этот день уже не за горами.
Между тем радость депутата не разделяет грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе. Дело в том, что подобные призывы звучали не раз и раньше. Например, совершенно аналогичный призыв содержится и в декларации о расширении альянса, которая была принята Парламентской ассамблеей НАТО в мае прошлого года, вспоминает политолог.
«Реально НАТО принимает решение на основе настроений европейских стран. Но не думаю, что на данном этапе, тем более на фоне таких острых взаимоотношений с Россией, этот призыв дал бы результат. Потому что обострение, которое последует за реализацией этого предложения, почувствуют на себе страны НАТО. И я не знаю, готовы ли они к «бою» с Россией по этому поводу или нет», – рассуждает Сакварелидзе.
Другой грузинский политолог Ника Читадзе также предостерегает власти страны от завышенных ожиданий. На самом деле декларации ПА НАТО принимаются представителями законодательных органов стран альянса, мнения которых могут отличаться от позиций представителей исполнительных властей, рассказывает Читадзе:
«Парламентская ассамблея НАТО не является структурой НАТО. Соответственно, данная резолюция носит рекомендательный характер. Хотя, с другой стороны, ПА НАТО состоит из официальных лиц, членов парламентов стран альянса, и, конечно же, данная позиция будет все же положительно отражаться на дальнейшей интеграции Грузии в евроатлантические структуры».
Тем не менее сами представители грузинского руководства полны оптимизма. В Тбилиси надеются, что получат MAP к весне 2017 года. Известно, что тогда же в грузинской столице должна впервые пройти весенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО. А потому в Тбилиси, по всей видимости, хотели бы встретить гостей уже в новом, более высоком ранге.