В Тбилисском зоопарке борются с последствиями стихии. На помощь им вчера вечером уже прибыли коллеги из Еревана, а завтра к ним присоединятся и специалисты из Праги.
Сегодня с трудом верится в то, что на этом месте еще неполные двое суток назад были вольеры с животными: над сплошным слоем сели видна лишь установленная когда-то над вольерами камера слежения. Вся нижняя часть зоопарка оказалась полностью погребенной под массой из земли, деревьев и камней. Стихия унесла жизни троих сотрудников зоопарка, в том числе и Гулико Читадзе, о здоровье которой несколько недель назад переживала вся страна. 27 мая на нее напал тигр, в результате чего сотруднице, на протяжении тридцати лет ухаживавшей за дикими животными, ампутировали руку. Буквально несколько дней назад она вернулась к своим обязанностям – в зоопарк, уже давно ставший для нее домом. Гулико Читадзе всю жизнь посвятила питомцам и ушла из нее вместе с ними, говорит заместитель директора зоопарка Давид Тактакишвили.
«Гулико была старшей нянечкой зоопарка – она вырастила ползоопарка. Случается, что животные отказываются кормить новорожденных детенышей. В таких случаях эту обязанность брала на себя Гулико – выкармливала их, как детей малых. Это была – даже не знаю, как выразиться, просто сумасшедшая, нечеловеческая любовь к животным», – вспоминает Тактакишвили.
Сколько именно животных погибло в результате стихийного бедствия, – пока сказать сложно. Часть, по предположениям сотрудников зоопарка, остается погребенной под метровыми завалами земли и веток. Основной удар пришелся на вольеры с обезьянами, птицами, медведями, львами и тиграми. Часть хищников, выбравшихся на свободу в ночь на 14 июня, была ликвидирована. Среди них – любимец посетителей зоопарка лев Шумба, который жил в вольере с черным пуделем Каракулем. Каракуль выжил – его на поводке ведет одна из сотрудниц зоопарка, тот растерянно озирается, то и дело порывается убежать – видно, что пес не привык к поводку, а соседствуя с хищником, перенял от него определенные повадки.
Ликвидация животных вызвала ряд вопросов в обществе, однако в зоопарке не хотят делать поспешных выводов. По словам главы службы зоопарка по связям с общественностью Мзии Шарашидзе, следствие установит, сколько именно животных и при каких обстоятельствах было отстрелено. Шарашидзе призывает граждан перестать распространять дезинформацию: социальные сети кишат фотографиями, не имеющими отношения к этому стихийному бедствию, то и дело в зоопарк поступают звонки от людей, якобы видевших животных на улицах города, а некоторые вообще утверждают, что своими глазами видели, как были отстрелены выжившие детеныши хищников. Все это ложь, говорит Шарашидзе:
«Зачем драматизировать ситуацию, которая и так настолько трагична! Мы не можем точно сказать, сколько именно животных погибло, поэтому с полной уверенностью утверждать, что на воле не осталось животных, не можем. Но факт остается фактом: все вызовы, на которые мы выезжали, оказывались ложными».
С утра в зоопарке работают тяжелая техника, рабочие, добровольцы. Вооружившись лопатами, сюда пришли наши коллеги с местного телеканала, студенты и множество других людей, желающих оказать посильную помощь. Говорит одна из них – Анна:
«Я по профессии биолог и очень люблю животных. Я часто приходила в зоопарк, для того чтобы вести наблюдение над поведением животных. То, что произошло, – огромная трагедия! Фактически зоопарка больше нет».
Будет ли реабилитирована разрушенная стихией инфраструктура зоопарка или же животные обретут новый дом, пока неизвестно. Надо сказать, что вопрос переноса зоопарка завис в воздухе еще несколько лет назад. Более того, Шарашидзе говорит, что была даже выделена территория неподалеку от Тбилисского моря. Однако бюджет зоопарка не смог покрыть расходы, необходимые для переезда, и он остался на прежнем месте. Этих средств нет и сейчас.
Помощь в восполнении коллекции животных предложил ряд иностранных зоопарков. Кроме того, здесь, по словам Шарашидзе, возлагают надежды на поддержку и опыт сотрудников Пражского зоопарка, который в 2002 году пережил катастрофическое наводнение.