Наводнение – стихийное бедствие, вызванное непредвиденными природными явлениями. Когда оно вызывает жертвы и разрушения, как это произошло в Тбилиси в ночь с 13 на 14 июня, естественно предположить: люди, прежде всего, проявят солидарность к пострадавшим, начнут работать над восстановлением разрушенного и временно отложат разногласия и конфликты, которые их разделяют.
Звучит правильно. Но в реальности, особенно в политически поляризованном и хронически неуверенном в себе обществе, может быть по-другому. Политики или общественные активисты рассматривают стихийные бедствия, какими бы трагичными они не были, либо как шанс укрепить свои позиции, либо как вызов для собственных интересов.
Естественно, внимание главным образом к властям. Популярность «Грузинской мечты» падает прежде всего потому, что народ видит ее правительство неэффективным, неспособным достичь конкретных результатов. Если «националов» считали «несправедливыми» или даже «жестокими», «мечтатели» не так опасны, но никчемны. На этом фоне стихийное бедствие дает шанс для реабилитации. Для этого власти должны показать, что в трудную минуту находятся рядом с народом и делают все для того, чтобы ему помочь. С другой стороны, если они этого не продемонстрируют, это сулит им новые проблемы. Например, неадекватная, по мнению избирателя, реакция американского президента Буша на разрушительный ураган «Катрина» нанесла ему огромный политический урон.
Правительство «Мечты», конечно, старается использовать шанс и продемонстрировать эффективность в ситуации бедствия. Но оно не смогло преодолеть свой самый основной инстинкт: если происходит что-то плохое, сразу вини своих предшественников, т.е. «националов». Повод в данном случае есть: вдоль ущелья маленькой речки Вере, которая вышла из берегов и вызвала бедствие, «националы» в 2010 году построили новую скоростную дорогу. Тогда этот проект критиковали в основном зеленые, которые вообще против строительства дорог, а также машин, которые по этим дорогам ездят. «Мечтатели» сразу ухватились за соломинку: в наводнении виновата именно дорога, построенная «националами» вопреки мнению сведущих людей. По словам президента Маргвелашвили, «националы» делали все по-своему и не любили слушать специалистов с докторскими степенями – вот вам и результат.
Однако, когда начали спрашивать настоящих специалистов со степенями, оказалось, что спихнуть вину на новую дорогу не получается. Гражданам столицы объяснили, что речка Вере в трех местах заключена в тоннели и это, возможно, усугубило ситуацию. Но два сравнительно узких тоннеля построены еще в середине прошлого века, так что обвинить в этом «националов» невозможно. С другой стороны, выяснилось, что в процессе строительства дороги из ущелья переселили 73 семьи. Тем самым, очень может быть, многим из них спасли жизнь: в противном случае они были обречены на затопление.
Тем не менее на всякий случай дело о дороге переслали в прокуратуру: вдруг какое-то нарушение всплывет. Параллельно мэр Тбилиси Нармания сказал, что если поврежденную автостраду срочно не восстановить, осенью в городе наступит «транспортный коллапс». Тем самым он признал, что в новой дороге действительно была срочная необходимость.
Таким образом, основным вопросом остается то, насколько эффективным показало себя правительство в кризисной ситуации. Его критикуют, и не только «националы», именно с этой точки зрения. Сведения о том, что стихия выходит из-под контроля, стали поступать за пару часов до того, как произошло основное затопление – за это время можно было закрыть наиболее опасные дороги и предупредить жителей в зоне риска.
Пока рано делать заключения, как вмешательство стихии отразится на политической ситуации и отразится ли вообще. Но ясно, что тенденции к сплочению перед лицом общей беды общество не проявило.
Но были и действительные проявления солидарности. В эти дни мы увидели множество молодых добровольцев с лопатами, которые старались как-то помочь людям и животным, пострадавшим от стихии, и вообще родному городу. Да, все это происходило на эмоциональной волне и рано говорить о более или менее устойчивых навыках самоорганизации. Но в любом случае явление новое: молодые люди собираются вместе не для того, чтобы против чего-то протестовать, а для того, чтобы делать что-то полезное. Можно сделать вывод, что в этой стране что-то меняется к лучшему.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции