Для внесения поправок в Конституцию Абхазии и конституционные законы требуется согласие 2/3 парламента. На последнее перед каникулами заседание сессии парламента были вынесены поправки, которые должны были дать старт конституционной реформе. В частности, на голосование был поставлен вопрос о численности депутатского корпуса, напрямую связанный с изменением выборной системы с мажоритарной на смешанную мажоритарно-пропорциональную.
О необходимости изменения системы выборов говориться в Абхазии уже лет десять и казалось, что нет в обществе людей, которые не разобрались бы в этом вопросе. На заседаниях Комиссии по конституционной реформе при президенте, где совсем недавно обсуждался вопрос о переходе на смешанную систему выборов, все политические силы были согласны с необходимостью изменения выборной системы. Участники комиссии долго и наперебой рассуждали о том, что только изменение выборной системы может дать толчок развитию партий, а соответственно новому поколению политиков.
Но судьбу реформы в Абхазии решили сегодня на последнем заседании этой сессии парламента девять депутатов, пятеро из которых проголосовали против внесения поправки в Конституцию, а четверо – воздержались. Теперь вернуться к обсуждению этого вопроса сможет только новый состав парламента. А это значит, что следующие выборы депутатов парламента пройдут опять по мажоритарной системе или, как это выглядит в Абхазии, по фамильно-клановому принципу.
Аргументы части депутатов, высказавшихся против принятия поправки в Конституцию, находились за пределами логики. Складывалось впечатление, что некоторые народные избранники не имеют ни малейшего представления о принципах внесения поправок и принятия законов.
Так, Ахра Квеквескири высказал свою позицию следующим образом: «Мы не знаем, что будем завтра делать, как мы можем какую-то поправку вносить?». «Реформы – это всегда непросто, всегда сложно, – поддержал своего единомышленника бессвязной речью другой депутат Юрий Зухба. – У нас достаточно сегодня проблем и на современном этапе развития нашей государственности, я считаю, что мы торопимся. У нас впереди еще выборы в органы местного самоуправления и парламентские выборы. У нас впереди новая паспортизация – новые бланки, наши избиратели до сих пор еще путают участки, и у нас времени еще достаточно, и нет у нас механизмов, чтобы реализовать ту программу, которой мы сейчас занимаемся. Я думаю, что мы чуть торопимся. Это результат работы не одного дня – большая огромная работа была проведена, проделана, но я думаю, что мы торопимся».
Не менее абсурдными были аргументы депутата Вагаршака Косяна, который заявил: «Мне также кажется, коллеги, предприятие это преждевременным, потому что будет выхолощено национальное представительство в парламенте». Каким образом это произойдет при переходе на смешанную систему выборов, депутат не объяснил.
Как ни странно, но вот это «профессиональное» меньшинство сегодня и поставило крест на реформах, успешно провалив поправки в Конституции, принятие которых позволило бы перейти к следующему этапу – изменению выборной системы. Слово «саботаж» наиболее точно отражает то, что сегодня происходит в парламенте. Только я никак не могу понять: ради чего это меньшинство стало на пути реформ? Во имя какой идеи?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции