Массовая гибель самшитовых лесов в Абхазии превратилась в национальное бедствие. 30 июля была создана правительственная комиссия по спасению этих уникальных деревьев. Три недели тому назад самшит обработали во всех доступных местах препаратом димилин. О нынешней ситуации и результатах применения димилина мы побеседовали с председателем Госкомитета по экологии и охране природы Савелием Читанава.
Самшитовые леса Абхазии оказались под угрозой полного уничтожения в результате распространения бабочки самшитовой огневки, гусеницы которой питаются листьями самшита. Насекомое попало в Абхазию в 2012 году из соседнего Сочи, куда его завезли вместе с саженцами для озеленения олимпийских объектов.
Председатель Госкомитета по экологии Савелий Читанава считает, что ситуация не была бы столь катастрофической, если бы необходимые меры были приняты своевременно. За три года бездействия огневка распространилась по всей территории Абхазии, сегодня она есть даже в самых отдаленных селах Гальского района.
Савелий Читанава рассказывает: «Была создана правительственная комиссия, во всех районах были созданы подкомиссии и группы экологов, карантинщиков и сельскохозяйственных работников. Всем был выдан препарат димилин, которым обрабатывают самшит. И они всем, кто бы к ним не обращался, безвозмездно выдавали препарат. А там, где нужна была работа наземной техникой, была дана команда районным МТС, чтобы они выделяли трактора и проводили лечение».
Очень плачевная ситуация в Ткуарчальском районе в ущелье Геджирх, так как там самшит растет в труднодоступных местах и не возможна обработка инсектицидом. Наиболее сильно был поражен самшит в Пицундо-Мюссерском заповеднике, там расположены самые крупные насаждения самшита в Приморской низменности. В Пицунде димилином обработали около 70 га, работали 12 тракторов и 24 оператора. Верхушки деревьев опрыскали с помощью дельтаплана.
Еще недавно мы видели публикации российских СМИ, в которых говорилось о том, что у самшитовой огневки нет естественных врагов в России и в Абхазии, а инсектициды на гусениц этой бабочки не действуют. В Сочи борьба с вредителем самшита буксует. Как говорит Читанава, власти Сочи обратились в Минсельхоз России, но им запретили использовать химикаты, сославшись на соответствующий закон, запрещающий обработку растений в курортных регионах.
Идея применить димилин для борьбы с гусеницами огневки в Абхазии принадлежит Владимиру Герия – опытному специалисту отдела защиты растений Министерства сельского хозяйства. Он настаивал именно на димилине, так как препарат не является токсичным, не действует на теплокровных животных и безопасен для человека.
Савелий Читанава положительно оценил эффект от применения димилина. Он сообщил: «После проведенных мероприятий дней через 10-15 я ездил туда и видел, что процентов 80, а, может быть, и 90 гусениц погибло. На прошлой неделе я уже видел, что кое-где идет вегетация. Сейчас самая главная задача – не дать возможность огневке употребить молодые листья, которые вот-вот будут выходить. Если еще раз произойдет поедание листвы, то второго года эти растения уже не выдержат».
Экологи и специалисты отдела защиты растений Министерства сельского хозяйства Абхазии постоянно следят за состоянием самшитовых лесов. Им важно не упустить момент. Читанава поясняет: «Первый этап мы завершили. Второй этап связан с биологией самой огневки. Димилин действует только на гусениц. Если бабочка успела отложить яйца, то они должны вылупиться, на яйца димилин не действует. Теоретически есть возможность, что гусеницы вылупятся вот-вот. Мы ведем наблюдение. Второй этап обработки назначен на вторую-третью декаду августа».
Димилин действует 40 дней, главный эколог надеется, что гусеницы вылупиться снова не успеют и на самшите, даст Бог, появятся новые листья, а там подоспеют холода и деревья перезимуют. Уже весной следующего года абхазские специалисты начнут проводить мониторинг и сделают все, чтобы не допустить повторения катастрофы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия