Владимир Якунин, в понедельник ставший кандидатом в члены Совета Федерации от Калининградской области, занимает пост президента РЖД с июня 2005 года. До этого Якунин два года занимался финансами в РЖД, еще ранее в течение года был заместителем министра путей сообщения. В целом же его карьера до этого момента проходила довольно далеко от железных дорог: по профессии Якунин – инженер-механик, занимался летательными аппаратами; по его же словам, проработал не один десяток лет в разведке. Затем была дипломатическая работа, а в 1990-х – знакомство с Владимиром Путиным и кооператив "Озеро".
Год назад российское правительство согласилось продлить Якунину на три года контракт президента РЖД, несмотря на то что в 2014-м ему исполнялось 66 лет, а это на год больше позволенного государственному чиновнику возраста. Якунин, вслед за руководителем "Роснефти" Игорем Сечиным и руководителем "Газпрома" Алексеем Миллером, отказался отчитываться о своих доходах, к чему правительство России обязало руководителей государственных корпораций. Якунин, однако, пригрозил уходом в частный сектор и пожаловался, что в РЖД самые низкие зарплаты. О том, насколько низкие, с трибуны Государственной думы рассказал депутат-коммунист Валерий Рашкин – 1,3 миллиона рублей в день.
В 2013 году журнал Forbes включал Якунина в список "25 самых дорогих топ-менеджеров России". Его доход был оценен в 15 миллионов долларов. В 2014 году корреспонденту издания Якунин говорил о 4-5 миллионах рублей в месяц.
Власти России в итоге разрешили топ-менеджерам госкорпораций сведения о доходах не раскрывать. Они все же являются топ-менеджерам коммерческих компаний – такое путанное объяснение дала тогда пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова: "Руководители коммерческих организаций, в том числе и с государственным участием, если это ОАО, где есть какая-то доля государства, в строгом смысле не являются госслужащими, а являются представителями коммерческого бизнеса".
Теперь, по всей видимости, Якунин станет членом Совета Федерации, где ему в любом случае придется декларировать доходы. Однако, как считает Георгий Албуров, курирующий расследования о бизнесе Якунина и других крупных госчиновников в Фонде борьбы с коррупцией, вряд ли в декларации можно будет увидеть что-то большее, чем "20 миллионов рублей и квартира от государства". Албуров уверен: так тщательно и долго выстраивавшаяся Якуниным коррупционная система РЖД в ближайшее время не развалится: "Эта гигантская структура не будет демонтирована одномоментно. Люди как воровали, так и будут продолжать, только непонятно, сколько продлится переходный период". Офшорами, дачей и "шубохранилищем", кооперативом "Озеро", компаниями его семьи и остальным, связанным с Якуниным, ФБК занимается уже два года:
– Мы нашли гигантскую офшорную империю Якунина, – говорит Георгий Албуров. – Мы доказали, что его дети воруют, что он сам ворует у РЖД. Эти факты подтолкнули, наверное, к принятию решения об уходе Якунина, но стали ли они решающими – мы не знаем. Возможно, была какая-то подковерная интрига. Все началось в 2013 году, летом, когда один из рабочих на прекрасной даче главы РЖД опубликовал фотографии: мы увидели молитвенные комнаты, "шубохранилище", 50-метровый бассейн, гигантский жилой комплекс, который ни один госслужащий себе позволить не может. Мы получили справки, убедились, что именно Якунин является владельцем, несмотря на то что дача записана на офшорную компанию. Постепенно раскрылась гигантская схема семейного воровства, они воруют буквально на всем: на землях РЖД строят гостиницы, под рельсы РЖД продают какую-то георешетку. На сайте РЖД Якунин через компании своих детей продает номера в отелях. Когда человек покупает на сайте РЖД билет, ему автоматически предлагается номер в отеле в этом городе, и его переадресовывают на сайт, который принадлежит детям Якунина. Якунин – один из богатейших людей в России, и нам совершенно ясно, какими путями получено его состояние. Мы уже два года регулярно, раз в несколько месяцев, публикуем информацию, которая в любой другой стране привела бы к отставке и уголовным делам в отношении Якунина.
– Была еще история про 400 рублей с каждого проданного билета…
Тот факт, что слово "шубохранилище" стало понятием нарицательным, вряд ли работал в пользу Якунина
– Да, мы обнаружили, что все электронные билеты, которые продает РЖД на всех своих партнерских сайтах, продаются через монополиста – единственную компанию, которая работает с РЖД. Компания называется "Универсальная финансовая система". Эта компания принадлежит детям Якунина и занимается исключительно тем, что перепродает железнодорожные билеты. С каждого билета получается в среднем по 400 рублей, и это многомиллиардные обороты. Мы убедительно доказали, что эти деньги идут напрямую семье Якунина, на его шубохранилища и роскошный образ жизни.
Якунин возглавляет РЖД с 2005 года. За это время доход РЖД вырос в три раза, в основном за счет бюджетных средств. С каждым годом компания просит у государства все больше денег, при этом последние годы компания РЖД убыточна, ее потери исчисляются миллиардами: по российским стандартам учета около 44 миллиардов рублей составил убыток в 2014 году, что объяснено замораживанием тарифов. Но Якунин обещал: до 2016 года корпорация станет безубыточной... и попросил у правительства рекордную сумму 140 миллирадов рублей.
Реформирование на железнодорожном транспорте начал Владимир Путин в 2000 году. Создавая РЖД, президент говорил о том, что компания покончит с "непрозрачностью" в этой сфере. Независимый аналитик в области транспорта Дмитрий Адамидов напоминает: Якунин и пришел, чтобы реформировать, а собственно реформу разработала консалтинговая компания McKinsey по заданию Германа Грефа. Эта реформа стратегически неудачна: "За лекало взяли европейские страны".
Если компания будет сводить баланс "в ноль", никто ездить не сможет, тарифы слишком высоки
– Изначально у РЖД, созданной на основе Министерства путей сообщения, были грузовые перевозки, за счет которых субсидировали пассажирские перевозки, – поясняет эксперт. – Сейчас, как предусмотрено реформой, грузовые перевозки выделены в отдельную подотрасль. У РЖД источников внутреннего финансирования нет: денег назанимали много, кроме как просить субсидии – вариантов не существует. Это логика реформы: РЖД в нынешней модели как эксплуатант инфраструктуры зарабатывать не может. Если компания будет сводить баланс "в ноль", никто ездить не сможет, тарифы слишком высоки. Что же касается коррупции, то в России так везде – и с энергетикой, и в ЖКХ бенефициаром был менеджмент.
И все же самые запоминающиеся итоги 15 лет РЖД для простых россиян таковы: рост тарифов, сокращение перевозок, отмена электричек. Тарифы растут везде, с грузоперевозками РЖД не подводит, что же касается отмены электричек, тут "намудрили", – признается заведующий лабораторией анализа транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин.
– После Якунина остается то, что нареформировали. В принципе, железные дороги пока еще не подводили грузоотправителей, да и перевозочных мощностей хватает, инфраструктура более-менее развивается. Реформы начались не при Якунине, он их только продолжал. И то, что с электричками намудрили – а это, конечно, было ошибкой – заложено изначально в документы по реформам: отдать электрички в муниципальные и областные руки.
Эксперты, не связанные с транспортом, уверены: в современную историю России Якунин войдет не столько как управленец-реформатор, сколько как чиновник из ближнего окружения Владимира Путина, трансформировавший возможности данной ему "в кормление" отрасли не только в политическое влияние, но и в экстравагантные социальные проекты вроде экспорта в Россию "благодатного огня", организацию геополитической академии и иные патриотические инициативы. Глядя с этих позиций, Владимир Якунин – типичный выходец из структур ФСБ, "православный чекист", освоившийся во власти. Московский политолог Михаил Виноградов, глава фонда "Петербургская политика", обращает внимание на то обстоятельство, что отставка главы РЖД выглядит логичной: Якунин постепенно растратил свое влияние в Кремле и теперь закономерно отправляется на политическую пенсию.
– Владимир Путин "своих", смещая с "хлебных" должностей, тем не менее не оставляет без свежего куска хлеба. Что означает отставка Якунина: он проштрафился, его ресурс просто исчерпан?
Возникает вопрос о том, не приходит ли новая генерация на смену кругу вокруг Путина
– Каких-то колоссальных провалов, после которых неприлично не увольнять с должности, у Якунина не было. К нему были вопросы, к нему было много претензий, но колоссальных провалов не случалось. Скорее всего, причина отставки в том, что появилось наконец представление о том, под контроль какой группы влияния передать РЖД, очень привлекательную компанию. Якунин все-таки не был таким тичиным путинским чиновником: он выделялся на общем фоне, ему есть что сказать "за пределами железных дорог", он больше, чем про транспорт, говорил про геополитику. Он не выглядел незаметным, одним из рядовых бойцов, а это не всегда приветствуется. Разрешение громко говорить – следствие давнего знакомства и общения с Владимиром Путиным. Здесь возникает вопрос о том, не приходит ли новая генерация на смену кругу вокруг Путина, или это все же "разовое" решение? Но все же ключевой вопрос – не кого уволили, а кого назначат, будет ли это сильная или слабая фигура. А для Якунина в любом случае пришла пора дауншифтинга: какое бы кресло он теперь ни занял, все-таки это уже политическая пенсия.
– Как думаете, в отставке Якунина сыграла какую-то роль многолетняя деятельность Фонда борьбы с коррупцией по разоблачению его реальных или якобы имеющихся у него богатств, шубохранилищ и всего остального?
– Тот факт, что слово "шубохранилище" стало понятием нарицательным, вряд ли работал в пользу Якунина. Репутационные издержки высокопоставленных государственных руководителей тоже считаются. Хотя до поры до времени у Якунина был ресурс влияния: можно вспомнить, сколько времени он не раскрывал своих доходов, хотя это требовалось по закону, – считает политический эксперт Михаил Виноградов.