Сегодня в Грузии отмечают День Конституции. Ровно двадцать лет назад грузинский парламент принял документ об основном законе страны, который с некоторыми изменениями действует и сегодня. В честь Дня Конституции в резиденции главы государства Георгия Маргвелашвили организован торжественный прием. На мероприятие в числе прочих гостей приглашен премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили, с которым президент Маргвелашвили уже довольно долго не появлялся на публике. Некоторые грузинские эксперты считают, что отношения между премьером и президентом охладились настолько, что они намеренно избегают встреч.
«Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили принял приглашение президента Георгия Маргвелашвили и посетит торжественный прием в резиденции главы государства», – заявили сегодня утром в администрации правительства. Однако, несмотря на это заявление, премьеру удалось сохранить интригу: в течение всего дня в администрации президента Маргвелашвили так и не были уверены, посетит ли премьер мероприятие в честь Дня Конституции Грузии. По крайне мере точного ответа на этот вопрос там дать не могли.
И все же глава правительства прибыл в авлабарскую резиденцию главы государства. Таким образом, президент Георгий Маргвелашвили и премьер-министр Ираклий Гарибашвили сегодня вновь появились на публике вместе – впервые за последние несколько недель.
Первые лица государства престали появляться вместе после скандала в связи с Актом о помиловании заключенных, который президент Маргвелашвили издал в конце июля. В списке помилованных главой государства тогда оказался родной брат Акакия Бобохидзе, депутата от бывшей правящей, а ныне оппозиционной партии «Единое национальное движение». Это решение, судя по всему, вывело из себя премьер-министра. Гарибашвили, по сути, обвинил главу государства в смене политической ориентации и назвал его «президентом «националов». Почти сразу после этого Маргвелашвили подвергся очередной порции критики от премьера уже за то, что он наложил вето на законопроект «О Нацбанке Грузии». Администрация президента, в свою очередь, отвечала не менее жесткими и колкими заявлениями, а место главы государства демонстративно пустовало на всех мероприятиях, где появлялся премьер. Президента Маргвелашвили не было на открытии и закрытии Молодежного олимпийского фестиваля в Тбилиси, не присутствовал он и на розыгрыше Суперкубка УЕФА.
Говорить о том, что скандал с помилованием стал причиной размолвки между президентом и премьером, неверно, считает грузинский политолог Ника Читадзе. По его мнению, этот случай послужил лишь поводом, тогда как отношения между первыми лицами ухудшились уже давно и вот почему:
«Дело в том, что существуют разногласия между бывшим премьером, господином Бидзиной Иванишвили (основатель правящей коалиции «Грузинская мечта») и нынешним президентом Грузии. И, учитывая влияние господина Иванишвили на грузинскую политику, его влияние на членов правительства, можно сказать, что они (члены правительства) во главе с премьер-министром избегают контактов с президентом. К сожалению, эти разногласия становятся все более явными, в том числе, и между президентом и премьером, и президентом и правительством», – сказал в комментарии «Эху Кавказа» Ника Читадзе.
Он вспомнил, что первым темным пятном, которое легло на отношения между главой государства и Иванишвили, стало решение Маргвелашвили остаться работать в авлабарской резиденции, отстроенной его предшественником Михаилом Саакашвили. Хотя еще до победы на президентских выборах Маргвелашвили обещал не въезжать в этот дворец, к тому же для нового главы государства строилась новая резиденция.
Решение Маргвелашвили остаться в Авлабари не раз критиковал и премьер-министр Гарибашвили. Правда, сегодня глава правительства об этом вслух не вспоминал. В резиденции президента было многолюдно – известно, что приглашения на торжественный прием в честь Дня Конституции были отправлены для девятисот гостей. Сегодня исполнилось ровно двадцать лет с того дня, как грузинский парламент принял первый в истории постсоветской Грузии документ об основном законе страны. (В октябре 2010 года документ был пересмотрен, а Грузия из президентской республики была преобразована в парламентскую.)
Но и сегодня Конституцию Грузии сложно назвать идеальной, говорит в комментарии грузинской службе Радио Свобода конституционалист Вахушти Менабде:
«Разумеется, очень трудно было создавать Конституцию, совершенствовать документ сложно и сегодня. Но могу сказать, что процессы развиваются более или менее успешно. Однако есть в документе пункты, которые необходимо пересмотреть, улучшить незамедлительно. Среди таковых – распределение полномочий президента и премьер-министра», – сказал Менабде.
По его словам, именно четкое разграничение полномочий первых лиц может избавить страну от постоянных публичных разногласий между президентом и премьером. Например, совсем недавно Маргвелашвили и Гарибашвили вновь не смогли прийти к общему мнению по поводу того, кто из них должен представлять страну на Генассамблее ООН.