Президент Грузии Георгий Маргвелашвили выразил сегодня обеспокоенность процессами, происходящими в СМИ. Глава государства заявил, что внимательно следит за изменениями в ведущих телекомпаниях страны – «Рустави 2» и «Имеди», особенно перед началом нового политического сезона и приближающимися парламентскими выборами. Между тем перед офисом «Имеди» в Тбилиси сегодня собрались люди, чтобы выразить протест против закрытия ряда общественно-политических передач и увольнения журналистов.
«Позиция руководства «Имеди» – это позиция власти!» – повторяли сегодня участники хоть и немногочисленной, но шумной акции у офиса частной телекомпании. Активисты пришли не только выразить протест против закрытия ряда популярных передач, но и для того, чтобы поддержать уволенных с телеканала журналистов.
Среди пришедших и грузинская актриса Асмат Ткабладзе. Она заявила журналистам, что впервые сталкивается с таким случаем, когда руководство телеканала разом отказывается от всех передач, которые, по большому счету, и обеспечивали ему рейтинг. По мнению Ткабладзе, за этим решением может стоять желание властей избавиться от теледебатов и других шоу, во время которых была слышна критика, порой жесткая, в их адрес.
О том, что осенью зрители «Имеди» не увидят сразу несколько популярных и рейтинговых политических ток-шоу, стало известно два дня назад из распространенного каналом заявления. В нем говорилось, что руководство «Имеди» «временно приостанавливает сегмент общественно-политических передач с целью изменить их формат и разработать качественно новый телевизионный продукт». Однако журналистов об этом, по всей видимости, не предупредили. Автор и ведущая сразу двух закрытых ток-шоу Инга Григолия заявила, что ей никто ничего не сообщил, она в обычном режиме готовила к выходу новый выпуск одной из передач. Позже на своей странице в социальной сети Facebook Григолия написала, что руководство телеканала «выполнило политическое задание».
На этот выпад журналистки отреагировали в правительстве. Министр юстиции Тея Цулукиани отрицает всякую связь правительства с процессами в «Имеди»:
«Сегодня СМИ беспрецедентно свободны. Мы добились того, чего не могли сделать наши предшественники, а именно того, что журналист больше не испытывает страха перед властями. Что касается закрытия или приостановления проектов Инги Григолия, то я не знаю, что там происходит. Но скажу, что для меня важно, чтобы она не потерялась и смогла продолжить работать на том же или другом канале».
Некоторые депутаты от коалиции «Грузинская мечта», отбиваясь сегодня от обвинений, напомнили журналистам, что нынешняя власть вернула «Имеди» законным владельцам – семье покойного олигарха и основателя телеканала Бадри Патаркацишвили. Поэтому, как заявил депутат от парламентского большинства Георгий Вольский, разговоры о том, что власти пытаются «прибрать политику канала к рукам», совершенно беспочвенны.
Тем не менее обвинения в адрес властей звучат не только из уст уволенных журналистов. Сразу несколько оппозиционных политических партий поддержали теперь уже бывших работников телеканала. Заявления из партийных штабов звучали в течение всего дня. Лейтмотив один и тот же: за закрытием телеканала стоят власти страны, которые, вернув телеканал бывшим владельцам, фактически переподчинили его себе.
Так, депутат от «Единого национального движения» Серго Ратиани не исключил, что в преддверии парламентских выборов, которые состоятся осенью следующего года, представители коалиции попытаются «состряпать» свой продукт в освободившемся эфирном пространстве телеканала:
«Как видно, Иванишвили понимает, что он не в силах изменить сложную ситуацию в стране, не в силах ее улучшить. Теперь же он возьмется за изменение общественного мнения и будет «кормить» общество неверной информацией. На это указывают и процессы вокруг «Рустави 2» (частный оппозиционный телеканал, руководство которого ведет тяжбу с бывшим владельцем, заявившем недавно о намерениях вернуть телеканал)».
Специалист по массовым коммуникациям Нино Данелия в комментарии грузинской службе Радио Свобода также вспомнила о судьбе «Рустави 2». Медиаэксперт считает, что судебная тяжба вокруг главного оппозиционного канала и последующее якобы добровольное закрытие целого сегмента политических передач на другом канале являются тенденцией, которая вызывает тревогу:
«Властям не нравятся критические СМИ. Представители руководства страны пытаются заставить замолчать критически настроенных журналистов. Это стало проявляться еще на первых пресс-конференциях, которые организовывали нынешние руководители. Они не отвечали на неудобные вопросы по существу, но указывали журналистам на «их место», обвиняли в том, что они якобы «куплены «националами» и так далее. Теперь власти пошли еще дальше в попытках заставить журналистов замолчать. Метод, к которому они прибегли, не новый. Руководство «Имеди» соглашается на так называемую самоцензуру. Так было и при «националах». Как видно, сейчас происходит то же самое. В руководстве «Имеди» «принимают» те решения, которые от него ждут власти».
Между тем сегодня появились слухи о возможных переменах еще на одном телеканале – на Первом канале Общественного вещателя Грузии. Речь идет о возможном закрытии политического и аналитического ток-шоу «Первая студия». Однако пока эта информация официально не подтверждена.