Русская диаспора давно уже стала в Абхазии притчей во языцех из-за обилия представляющих ее мелких общественных организаций с их лидерами, которые постоянно соперничали и конфликтовали друг с другом. Злые языки даже проводили аналогию с тем, как в фильме «Корона Российской империи» толкались локтями претенденты на российский престол в эмигрантском зарубежье. Ну, а здесь люди претендовали на роль единого лидера русского населения республики, что, как говорят, не только удовлетворило бы их личные амбиции, но и позволило бы контролировать оказываемую Москвой соотечественникам материальную помощь. Причем реально, как утверждали те же злые языки, в организации эти нередко входили лишь ближайшие родственники и друзья их лидеров.
Призывы покончить с этим раздраем и объединиться многократно звучали и со стороны, и от руководителей русских общин. Правда, такое ощущение, что в последнем случае под объединением каждый раз подразумевалось объединение под руководством самого оратора...
Особенно, пожалуй, обострилась эта борьба, которую, может, правильней назвать возней, в годы, которые предшествовали смене властной команды в Абхазии в 2014-м. Тогда три-четыре русские организации объединились на оппозиционной политической волне против большинства, которое консолидировалось вокруг посла Российской Федерации в Абхазии Семена Григорьева и вице-премьера кабмина РА Александра Страничкина. Последний возглавил созданный на первой страновой конференции соотечественников России в Абхазии координационный совет русских общин. «Оппозиционные» лидеры русских общин проводили пресс-конференции, кричали о том, что они до этого уже создали свой координационный совет и что не положено совмещать государственную и общественную руководящие должности, что было, конечно, верно…
Но вот в Абхазии сменилась власть. В координационном совете русских общин Страничкин тоже добровольно ушел в отставку, но было сделано все, чтобы руководство в КС не перешло к бывшим «оппозиционерам», за которыми закрепилось представление как о бузотерах. Совет возглавил Игорь Лищенко, ранее не очень известный общественности Абхазии.
«Оппозиционная группировка» же как-то сама собой распалась. Кто-то, говорят, удовлетворился руководящей должностью в госорганизации, кто-то просто устал…
Но в канун нынешнего празднования 26 августа – дня международного признания независимости Абхазии – лидер одной из тех оппозиционных русских организаций под названием «Русская диаспора Абхазии», можно сказать – «последний из могикан», проживающий в Гудауте Леонид Заводчиков решил, по сути, в одиночку дать бой. Он опубликовал информацию, что в день седьмой годовщины признания Абхазии Россией будет проведен «Объединительный съезд русских в Абхазии», на который приглашается, в частности, посол Российской Федерации Семен Григорьев. Пресс-служба посольства отреагировала оперативно и жестко, в частности, в ее информационном сообщении было сказано, что ни посол России в Абхазии С.В. Григорьев, ни представитель Россотрудничества в Абхазии С.В. Федченко, а также руководители всех 14 организаций, входящих в координационный совет Русских общин российских соотечественников в Абхазии, в данный момент не получили официальные приглашения на упомянутый съезд.
Это «было правильно подмечено», сказано в комментарии Русской диаспоры Абхазии, распространенном 17 августа ГИА «Апсныпресс». И продолжено:
«Общественная организация «Русская диаспора Абхазии» не ожидала такой реакции от посольства РФ в РА на наш призыв к обществу в целях объединения русских в Абхазии и создания единой организации. В связи с чем она публично приносит свои извинения за задержку в передаче приглашений. Одновременно информирует, что всем будут направлены официальные приглашения на этот съезд. Он открыт для всех, кто хочет, чтобы в Абхазии была создана единая организация русских. Информация о месте и времени проведения съезда будет сообщена дополнительно… «Общественная организация «Русская диаспора Абхазии» отправила приглашение президенту России В.В. Путину посетить с официальным визитом Абхазию в честь семилетия признания Россией независимости Абхазии. Приглашение посетить «Объединительный съезд русских в Абхазии» отправлено и в адрес президента Абхазии Р.Д. Хаджимба.
Дополнительно направлено приглашение премьер-министру РФ Д.А. Медведеву, руководителю Россотрудничества Л.Н. Глебовой, председателю комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкому».
А почему бы «до кучи» было не пригласить и генсека ООН?.. Разумеется, этим грандиозным замыслам не суждено было осуществиться. 21 августа президент Абхазии Рауль Хаджимба встретился с представителями координационного совета русских общин, российских соотечественников в республике, о чем рассказывали многие СМИ, в том числе и «Эхо Кавказа». Напомню, что Игорь Лищенко в выступлении на этой встрече сообщил, что съезда не будет; накануне состоялась беседа с Леонидом Заводчиковым (тот не является членом координационного совета и не был на встрече с президентом РА), которая выявила разность в подходах к ряду вопросов…
Вообще-то, на мой взгляд, зная предысторию отношений «Русской диаспоры Абхазии» с КС и российским посольством, было бы очень странно предположить, что последние, будто загипнотизированные этой датой – 26 августа, начнут играть по партитуре, предложенной им Заводчиковым. Своими впечатлениями об этой коллизии я поделился при нашей встрече с директором фотоагентства «Абхазпресс-АРТФ», членом КС, председателем правления ассоциации по правовой и социальной помощи соотечественникам РФ в РА Владимиром Поповым, которого заметил на телеэкране, когда смотрел репортаж об упомянутой встрече с Раулем Хаджимба. По мнению Попова, это была не наивность, а расчет Заводчикова на то, чтобы гарантированно привлечь к себе общественное внимание. В этом смысле мечтать вслух не только не вредно, но даже полезно мечтающему.
Я спросил у собеседника о том, что он говорил на встрече с президентом. По словам Попова, он поднял две темы. Во-первых, на его взгляд, при регистрации организаций в Минюсте надо более критично и взыскательно оценивать их названия и не допускать появления таких, которые сбивали бы с толку. Что такое «Русская диаспора»? Несведущий человек может решить, что это организация, представляющая всю русскую диаспору Абхазии – 22 тысячи человек, что весьма далеко от реальности. Или, например, организация с громким названием «Союз граждан России в Абхазии», в которой он знает только ее руководителя и больше никого. Во-вторых, он сказал, что многие в Абхазии недоумевают, почему по дороге со стороны Сочи к российско-абхазской границе за семь лет после признания РФ Абхазии так и не удосужились установить хоть один соответствующий дорожный указатель. Попов говорит:
«Они спрашивают: что им говорить отдыхающим, нашим гостям – курортникам, друзьям. На подъезде к Абхазии нет вообще такого обозначения, что это Абхазия. Мне, как русскому, стыдно. Я предложил собраться нам финансово…»
Я понял так, что это было предложение ироническое – русским общинам Абхазии скидываться на установку дорожных указателей в Большом Сочи. В любом случае, конечно, этот вопрос – в ведении сочинских властей. Может быть, они не хотят раздражать живущих в Сочи грузин? Или все дело лишь в привычном разгильдяйстве?
А еще Попов решил поделиться такими мыслями:
«Каждый человек живет какой-то мечтой. В 2006 году был приезд в Сухум Лужкова и был заложен камень в основание Дома Москвы. С той минуты у меня была мечта о русском центре в Абхазии под названием «Дом Москвы». Вторая мечта у меня была, как тогда было объявлено, Дом Абхазии в Москве, куда я могу приехать с друзьями-москвичами и гордиться нашей национальной одеждой абхазской, нашими товарами, продуктами, фотовыставками. Так же, как я бы гордился Домом Москвы, придя в него, – кокошниками, музыкой русской, с русскими людьми здесь общаться, иметь свой уголок, побывать как бы в России, не выезжая из Абхазии. Это роскошь, которую я сегодня не могу себе позволить. Я не вижу там духа русского, того, что меня бы притягивало туда».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия