Accessibility links

«ТВ Имеди» и «Кока-кола»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Вот уж не думал, что придется второй раз за месяц писать о проблемах грузинских телекомпаний...

Вроде бы, на первый взгляд, не произошло ничего особенного. Руководство второго по влиянию и популярности телеканала Грузии «Имеди» решило прикрыть два центральных политических ток-шоу, причем, как говорится в заявлении, не навсегда, а до января 2016 года. Если бы это происходило где-то в устоявшейся демократической стране, то никто бы не обратил внимания – закрылась одна программа, что ж, откроется вторая, какие проблемы. Но поскольку мы живем в Грузии, то в данном случае такое благодушие явно не к месту.

Очень часто можно услышать, что «Имеди» – телекомпания, контролируемая властью. На самом деле все не так просто и линейно. Телекомпания принадлежит семье покойного миллиардера Бадри Патаркацишвили, следовательно, не нуждается в деньгах, которые мог бы подкинуть ей Наш Светоч.

«Имеди» не контролируется властью, отношения этой телекомпании с правительством более сложные – имеет место не вертикаль, а горизонталь. Между властью и «Имеди» нет зависимости «хозяин – подчиненный», в реальности они – союзники. Связанные одной целью, скованные одной цепью. И цель эта – одна на двоих: не допустить возвращения «националов» во власть.

У «Имеди» есть свои счеты в отношении ЕНД – глубоко личные, связанные с многолетней борьбой Бадри Патаркацишвили против прошлой власти и отъемом телекомпании после смерти бизнесмена в начале 2008 года.

Именно поэтому, несмотря на отсутствие контроля в классическом понимании, «Имеди», когда надо, всегда подставит дружеское плечо «Мечте». Надо признать, что происходит это нечасто – времена тотальной пропаганды ЕНД ушли и теперь «Имеди» работает куда более тонко: их симпатия к правительству видна только в особых случаях, но в таких случаях она видна явно и неприкрыто...

Сам факт закрытия политических ток-шоу вызывает серьезные опасения. В первую очередь потому, что речь идет о рейтинговых программах. Но дело даже не в этом, а в том, что в Грузии именно наличие политических ток-шоу всегда было одним из обязательных атрибутов демократии. Верность такого подхода показала сама жизнь: почти всегда ток-шоу закрывались по политическим причинам и почти всегда вслед этим обязательно следовало закручивание гаек.

Политическое ток-шоу – это не просто одна отдельно взятая программа, пусть даже очень популярная. «Покажите мне, какие у вас ток-шоу, и я скажу вам, какая у вас демократия» – такой подход уже давно укоренился в Грузии.

Тем более, когда речь идет о ведущей программы Инге Григолия. Вообще же ее многолетняя и непреходящая популярность в Грузии – одна из самых больших загадок грузинской политической журналистики. Ее программы, как правило, – бездарные, необычайно истеричные, шумные, в них никогда ничего нельзя понять, все ругаются, все матерятся без разбора. А в последнее время все стало еще хуже: как будто мало было шума и визга от гостей программы, так редакция приняла решение послать к ним подкрепление – аудиторию, около 200 человек, половина – сторонники одной позиции, вторая половина – другой. Как все это выглядит в реальной жизни – вам лучше не видеть.

Я не смотрю эти политические ток-шоу, потому что через полчаса у меня начинает болеть голова от истерик и визга. Но... Инга Григолия – она у нас как «Кока-кола». Все ругают, все ненавидят, все критикуют, никому не нравится, но, тем не менее, все смотрят. Через не могу – но смотрят. Плюются по сторонами от возмущения – но смотрят. Вот иди да пойми зрительскую аудиторию.

Я не верю в официальное объяснение причин закрытия ток-шоу. Проблем с рейтингом у них не было никогда, особенно в такой политизированной стране, как Грузия, и, скорее всего, еще долго не будет. Еще меньше я верю в то, что у руководства канала вдруг проснулись совесть и чувство вкуса, и они из-за персонального чувства отвращения к формату решили закрыть программу, приносившую приличные рекламные доходы.

В Грузии такое невозможно: программа популярна, имеет высокий рейтинг, приносит прибыль, и ее закрывают из эстетических соображений? Не может такого быть. Уж если вас заело эстетическое чувство, то, может, стоило начать не с политических ток-шоу, а турецких сериалов и мексиканских мыльных опер? Что бы там ни было, в любом случае закрытие политических ток-шоу – большая ошибка. Даже мерзких и базарных. Самая бессовестная, разнузданная, хамская свобода СМИ – лучше, чем самая высокоэстетичная, благородная и аристократичная цензура...

В этом контексте очень забавно звучат оправдания правящей партии.

«При чем тут власть, это владельцы канала приняли свое решение», «Мы не имеем влияния на СМИ и на их редакционную политику»... Где-то я все это слышал. Прямо-таки дежавю. Ах, да, точь в точь, слово в слово, то же самое говорили и «националы», когда забирали под свой контроль «Имеди» в 2008 году. А еще – традиционные стенания по поводу «о, ужасных 9 лет», о том, что сейчас в Грузии полная и абсолютная свобода слова, а вот при прошлой власти... Северная Корея, короче.

На самом деле вся эта пропаганда не имеет ничего общего с реальностью. Первый наезд на ТВ при «националах» произошел 2 ноября 2007 года. Если учесть, что ЕНД пришло к власти в ноябре 2003 года, то получается, что целых четыре года именно в условиях «кровавого режима» функционировала телекомпания «Имеди», которая даже не пыталась скрывать, что готовит новую революцию.

Так что «Мечте» пока рано хвастаться необычайными достижениями свободы слова. Если сравнивать сегодняшний период с 2011-2012-м, то, пожалуй, да, а вот первые четыре года – совсем другое дело. Учтите, «мечтатели» у власти пока только три года. У них в запасе еще год.

Убежден, что закрытие программ явилось следствием джентльменской договоренности власти и руководства «Имеди», в особенности в преддверии парламентских выборов. «Мечта» попросила владельцев канала: «Ну зачем вам эти ток-шоу, столько туда всяких лишних людей ходят, и вам проблема, и нам головная боль».

В этом действии нет никакой рациональной логики, так как политические дебаты надо либо искоренять на всех каналах, либо не трогать их вовсе. Закрывать на одном и оставлять на другом – верх глупости как политической, так и человеческой.

Однако это вовсе не значит, что такое невозможно. Политики, так же, как и люди вообще, очень часто поступают нелогично, сами портят себе дело и спотыкаются, казалось бы, на ровном месте... Ровно ту же самую ошибку в свое время допустила прошлая власть, которая в последние год-полтора закрыла ток-шоу на контролируемых каналах, и в результате зрительская аудитория быстро перекочевала к оппозиционным каналам, на которых политические шоу шли в активном режиме.

Частичный авторитаризм – он всегда самый беспомощный и криворукий. Либо вы демократ и не трогаете никакие телеканалы, либо вы настоящий диктатор – и тогда к чертям все ток-шоу...

И, кстати, несмотря на смену власти, сейчас, уже при «мечтателях», Грузия, так же, как и при «националах», все еще остается в списке «частично свободных стран»…

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG