Посольство Грузии в Анкаре направило сегодня ноту протеста в МИД Турции. Возмущение грузинской стороны вызвал визит турецкой делегации в неподконтрольную официальному Тбилиси Абхазию. На днях в Сухуми прибыли представители турецкой провинции Коджаэли во главе с губернатором Ибрагимом Караосманоглу. Гости провели ряд встреч с представителями де-факто властей самопровозглашенной республики. В самой Анкаре, между тем, поспешили отмежеваться от этого визита.
Визит делегации из Турции в неподконтрольную грузинским властям Абхазию заставил понервничать представителей официального Тбилиси. Возмущение не ограничилось лишь вручением ноты протеста турецкому МИДу. Посол Грузии в Турции Ираклий Коплатадзе, который сейчас находится на родине в связи с проходящим в Тбилиси амбассадориалом, провел сегодня беседу со своим коллегой – главой турецкого диппредставительства в Грузии. В полдень грузинский дипломат сделал заявление для прессы по итогам своего общения с представителями турецкого МИДа:
«Турция на правительственном уровне однозначно признает территориальную целостность Грузии. Однако напомню вам, что сейчас в Турции временное правительство, страна готовится к парламентским выборам, которые состоятся уже через два месяца. Позиция турецкой стороны такова: этим периодом, по их мнению, могли воспользоваться некоторые представители муниципалитетов и администраций, где проживают многочисленные абхазские диаспоры. В рамках предвыборной кампании, чтобы заручиться голосами местных абхазов, они и устроили этот тур (в Абхазию). Они прибыли в Сочи, затем оттуда они перебрались в Абхазию», – рассказал Коплатадзе.
Однако представителям грузинского руководства подобные разъяснения показались недостаточными и не совсем убедительными. Министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили уже после выступления грузинского посла заявил, что ждет «конкретного ответа» от турецкой стороны.
«Это абсолютно неприемлемо. Такого рода визиты, тем более когда в группе посетителей есть официальные лица, пусть даже они приезжают в неофициальном статусе, для нас недопустимы. Это противоречит нашему закону «Об оккупированных территориях». Тем более что Турция – наш друг и партнер. Знаю, что МИД Грузии работает над этим вопросом, а потому мы ждем от Турции конкретного ответа», – подчеркнул Закареишвили.
То, что Закареишвили вспомнил о законе «Об оккупированных территориях», который запрещает въезд в Абхазию и Южную Осетию со стороны российско-грузинской границы, весьма примечательно. Ведь именно он выступает за либерализацию этого закона, за что часто подвергается критике в Грузии.
Озабоченность министра, впрочем, имеет под собой серьезные основания. Официальные лица Турции ранее Абхазию не посещали и не встречались с абхазскими лидерами. Впрочем, и драматизировать ситуацию не стоит.
«Этот визит ни в коем случае нельзя расценивать как политическую поддержку со стороны Турции неподконтрольного грузинским властям региона», – полагает конфликтолог, директор НПО «Институт многовекторной дипломатии – Грузия» Леван Герадзе.
Он вполне допускает, что на фоне предвыборной гонки власти Турции действительно упустили из виду этот визит, и он, скорее всего, является плодом «самодеятельности» региональных чиновников. Но даже в таком случае власти Грузии не должны оставлять этот визит без внимания, считает конфликтолог:
«Это предвыборный период в Турции, во время которого представители правящей партии, имея, скажем так, незавидные позиции, стараются заручиться поддержкой многочисленной абаза-черкесской диаспоры. Даже на встрече (Рауля Хаджимба с турецкой делегацией) было отмечено, что в провинции Коджаэли проживают около тридцати тысяч абхазов. Грузинская сторона не должна закрывать на это глаза, и она реагирует, однако я уверен, что подобные события не входят также в интересы и Турции. Наши страны связывают прочные партнерские отношения. В то же время нужно признать, что определенные интересы со стороны Анкары в отношении Абхазии существовали всегда и будут существовать и впредь, исходя из того, что абаза-черкесская, в том числе абхазская, диаспора в Турции довольно многочисленна, значительна, и она имеет там влияние».
Однако нельзя исключать и то, что в правящей Партии справедливости и развития, членом которой является губернатор провинции Коджаэли Ибрагим Караосманоглу, сознательно пошли на риск дипломатического скандала ради «дивидендов» на досрочных парламентских выборах, которые пройдут в Турции 1 ноября. На них ПСР, потерявшая большинство в парламенте на июньских выборах в этом году, попытается отыграть свой провал. Для этого ей остро необходимы голоса представителей этнических меньшинств Турции. Ведь, как говорят турецкие эксперты, именно их смогла перетянуть на свою сторону Демократическая партия народов, преодолевшая в июне 10-процентный барьер и получившая 80 мест в законодательном органе. Это привело к политическому кризису, из которого правящая партия и пытается выбраться, пользуясь всеми доступными средствами.