В последнее время в ингушском обществе активно обсуждаются проблемы, связанные с медицинским обслуживанием местного населения. Поводом для этого стали несколько случаев врачебных ошибок, приведших к летальному исходу пациентов.
В начале августа из-за преступного равнодушия врача погиб трехлетний житель Ингушетии Альберт Хамхоев. Его фотографии стали распространять в соцсетях, а мать ребенка обратилась к главе республики с просьбой наказать виновных в гибели сына.
Через несколько недель житель Малгобекского района Адам Даурбеков публично обвинил врачей районной больницы в том, что по их вине его жена Залина Харсиева родила мертвого ребенка, а сама оказалась в реанимации. К сожалению, Залина так и не пришла в сознание и умерла в больничной палате.
И вот уже на этой неделе в интернете были опубликованы еще две жалобы на врачей. В своем обращении на имя прокурора и министра здравоохранения республики жительница Малгобека жалуется на заведующего отделением терапии и главного врача Малгобекской районной больницы, которые, по ее словам, не только поставили под угрозу жизнь и здоровье сына, но еще и оклеветали его и выгнали из больницы. Во втором случае молодой мужчина жалуется на персонал родильного отделения в Назрани, утверждая, что по их вине в марте этого года его жена при родах потеряла ребенка.
Министр здравоохранения Марем Арапханова лично разбиралась по каждому случаю, приведшему к смерти пациентов. Врачей, допустивших ошибки, отстранили от работы, а их дела передали в прокуратуру и следственный комитет. Глава региона 6 сентября провел совещание по проблемам системы здравоохранения республики. Расследование двух последних резонансных дел, по оценкам министра здравоохранения, займет еще один-два месяца, и по его итогам будет определена степень вины врачей.
Но это по тем жалобам, которые стали достоянием общественности. А сколько случаев остаются неизвестными? И всегда ли дела, переданные в следственный комитет, заканчиваются наказанием виновных? Такой статистики никто не ведет.
Житель Сунженского района Ингушетии Борис Евлоев, заявлявший в 2010 году, что его дочь Хава Тангиева потеряла ребенка и лишилась возможности иметь детей после того, как провела неделю в Малгобекской районной больнице, уже в марте 2013 года жаловался на власти Ингушетии и правоохранительные органы, ничего не предпринимавшие для того, чтобы наказать врачей, виновных в гибели новорожденных.
В 2009 году в аналогичной ситуации оказалась и жительница с.п. Вознесеновская Макка Досхоева, также потерявшая ребенка и способность к деторождению. И в этом случае в действиях врачей родильного отделения Малгобекской районной больницы следственные органы не усмотрели никаких нарушений.
Конечно, обывателю трудно разобраться во всех тонкостях и нюансах работы медиков. Нельзя сказать, что в республике ничего не делается для улучшения медицинского обслуживания. Устанавливается новое дорогостоящее оборудование. Есть и врачи, пользующиеся заслуженным авторитетом. Однако наличие жалоб указывает на системную проблему. Если в республиканской больнице и поликлиниках дела обстоят более или менее терпимо, то, например, в сельских амбулаториях очевиден недостаток специалистов. В целом по республике ощущается острый дефицит ревматологов, пульмонологов, кардиохирургов, детских нефрологов и аллергологов. Но даже при наличии специалистов жителям республики часто приходится выезжать за квалифицированной медицинской помощью в другие регионы. Одними репрессивными методами ситуацию в здравоохранении не изменить, да и общественность не жаждет только расправы над нерадивыми врачами, а больше надеется на улучшение качества медицинского обслуживания и повышение профессионального уровня самих медиков.