Гражданин Грузии, уроженец Панкисского ущелья Тархан Батирашвили попал в список самых «дорогостоящих» международных террористов. Речь идет о денежном вознаграждении, которое Госдеп США обещает выплатить за информацию об их местонахождении. Тархан Батирашвили, он же Умар аш-Шишани, считается одним из лидеров т.н. Исламского государства. Всего в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке, по разным данным, принимают участие от нескольких десятков до двухсот грузинских граждан, преимущественно этнических чеченцев-кистинцев из Панкисского ущелья. Однако в последнее время отток молодежи из Панкиси значительно сократился, об этом сообщают жители ущелья.
Бывший грузинский офицер, военный разведчик, ветеран российско-грузинской войны 2008 года Тархан Батирашвили вместе с Абу Мохаммедом аль-Аднани замыкает, по версии Госдепа США, тройку самых «дорогих» международных террористов. За информацию о местонахождении Тархана Батирашвили, который теперь более известен под именем Умар аш-Шишани, Государственный департамент Соединенных Штатов готов выложить пять миллионов долларов. Ту же сумму обещают и за Абу Мохаммеда аль-Аднани, который является одним из лидеров т.н. Исламского государства и выполняет функции официального пресс-секретаря организации. На два миллиона больше дают за сведения об Абдурахмане Мустафе аль-Кадули, заместителе и первом помощнике лидера «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади – семь миллионов долларов. Самым же «дорогостоящим» террористом признан сам Абу Бакр аль-Багдади, провозгласивший себя «халифом» «Исламского государства». Информация о его местонахождении оценивается в 10 миллионов долларов.
Грузинский эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе рассказывает, что в списках международных террористов, которые составляются в Госдепе, кроме Батирашвили есть как минимум еще один гражданин Грузии, и он тоже выходец из Панкисского ущелья:
«Это амир Муслим аш-Шишани, он же Мурад Маргошвили, но он не является членом ИГ, наоборот, воюет в составе конкурирующей с ними организации, которая называется Джунд аш-Шам (Воины Сирии). Эта группировка обычно локализируется в провинции Латакия, где выступает против вооруженных сил, подконтрольных Башару Асаду. Что же касается причин, почему в этот список внесли Тархана Батирашвили, то в первую очередь это обусловлено тем, что он командовал штурмом курдского города Кобани, и, вообще, именно он руководил фронтом, который был направлен против курдских анклавов».
По словам Квахадзе, один из эпизодов той битвы вошел в историю как «резня в Кобани», во время которой погибли около двухсот мирных жителей, еще столько же гражданских лиц получили ранения различной степени тяжести.
Тархан Батирашвили и Мурад Маргошвили – не единственные выходцы из Панкиси, заявившие о себе на Ближнем Востоке. По самым скромным данным, на территориях Сирии и Ирака воюют до 30 грузинских граждан, по самым смелым оценкам – до двухсот. Большинство добровольцев из Грузии – кистинцы, однако немало среди них и грузин-мусульман. Есть также очень незначительное число этнических азербайджанцев.
Отток молодежи из Панкиси, между тем, стал настоящей головной болью для властей Грузии. Родители молодых добровольцев, среди которых порой попадаются и несовершеннолетние, давно и громко требуют от руководства страны принять меры, чтобы воспрепятствовать отъезду потенциальных моджахедов на чужую войну. Неизвестно, удалось ли именно властям повлиять на ситуацию, говорит житель села Джоколо Панкисского ущелья журналист Сулхан Бордзикашвили, но факт остается фактом: отток молодых кистинцев в последние месяцы существенно сократился.
«Этому может быть много причин. Те же события в самой Сирии, да и в ущелье наш местный джамаат (общество) усиленно работает над тем, чтобы молодые люди не уезжали. Государство, в свою очередь, также заметно ужесточило политику в этом направлении. Дошло до того, что домой вернули даже тех людей, которые на самом деле без всяких задних мыслей собирались ехать на заработки в Турцию. Таким образом, власти вместе с местными жителями свели случаи ухода на Ближний Восток до минимума. Однако сказать, что этот процесс полностью прекратился, я не могу, но по сравнению с тем, что было, подобных случаев, однозначно, стало меньше», – рассказывает Бордзикашвили.
Журналист вспоминает, что последний доброволец из Панкиси, некий студент Телавского университета, покинул свой дом и уехал в Сирию еще летом. А до того подобные случаи происходили практически ежемесячно.