Примут ли Грузию в НАТО без Плана действий по подготовке к членству (ПДЧ)? Глава грузинского оборонного ведомства Тинатин Хидашели считает, что существует и такая возможность. Об этом она заявила в Брюсселе, где проходит министериал альянса. Эксперты в Тбилиси, однако, выразили сомнение в том, что Грузия сможет пропустить этот важный этап интеграции в НАТО.
ПДЧ – это конкретный план действий, которые должны выполнить государства-претенденты перед вступлением в военно-политический альянс. При этом получение такого плана не означает дальнейшего автоматического вступления в НАТО. Тем не менее именно ПДЧ считается последней и основной ступенью на пути к членству в альянсе. Поэтому Грузия уже много лет не оставляет попыток его получить.
Однако вчера вечером министр обороны Грузии Тина Хидашели, которая принимает участие в работе министериала НАТО в Брюсселе, сделала весьма неожиданное заявление. Сказав, что «задача и цель Грузии – это вступление в Североатлантический альянс», она неожиданно добавила, что получение ПДЧ «целью Грузии не является». Министр призвала журналистов не искать противоречия в ее словах:
«Наша задача на этом министериале и последующем саммите НАТО (в 2016 году в Варшаве) заключается в том, чтобы максимально приблизиться к нашей стратегической цели. Главное, чтобы после варшавского саммита Грузия оказалась на том уровне, после которого уже не останется никаких промежуточных этапов и шагов между нашей страной и НАТО. Если мы получим ПДЧ, то любой промежуточный этап, разумеется, исчезнет, и мы сможем начать работу уже непосредственно над подготовкой к членству. Если же мы не получим ПДЧ, то тогда наша задача – заручиться декларацией такого типа, которая будет признавать, что между нами больше нет никаких промежуточных этапов. Я бы предпочла второй вариант – чтобы этот вопрос был решен на саммите в Варшаве без ПДЧ».
В руководстве НАТО на неожиданное признание грузинского министра обороны пока никак не отреагировали, по крайней мере публично. По всей видимости, нет единого мнения по поводу этой позиции даже среди представителей грузинской делегации в Брюсселе. Вот что сказал министр иностранных дел Грузии Георгий Квирикашвили:
«Генеральный секретарь (НАТО) действительно озвучил очень четкие послания по поводу прогресса, достигнутого Грузией на пути к членству в НАТО. Но как отразится этот прогресс, будет ли это ПДЧ или что-то другое, покажет время. Вообще, ПДЧ – это логический последующий шаг, которого должна ожидать Грузия, но, разумеется, конечная наша цель – это членство в НАТО».
Оба грузинских министра не скрывают оптимизма по поводу дальнейшего сотрудничества Грузии и Североатлантического альянса. Членство в НАТО – вопрос ближайшего будущего, подчеркивали во время выступлений Хидашели и Квирикашвили. Это сегодня подтвердил и генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, который, выступая перед участниками министериала, уделил Грузии внимания более, чем обычно:
«Грузия и НАТО в своих партнерских отношениях за последний год достигли действительно огромного прогресса. Мы открыли новый учебный центр (Центр обучения и оценки НАТО в Грузии), где уже прошли первые учения. Мы достигли прогресса в ряде вопросов. И сейчас настало время подумать о развитии нашего дальнейшего сотрудничества».
Еще одним приятным сюрпризом стало новшество на официальной веб-странице НАТО. Выступления в ходе министериала можно было прослушать в режиме реального времени на грузинском языке. Сайт альянса предлагает синхронный перевод теперь и на грузинский язык, наряду с английским, французским и русским.
Однако в Тбилиси наибольший интерес вызвало именно заявление Тины Хидашели. Не все грузинские эксперты соглашаются с министром обороны, которая считает, что Грузия может обойтись без ПДЧ. Независимый аналитик Заал Анджапаридзе, например, считает, что «глава грузинского оборонного ведомства, мягко говоря, преувеличивает»:
«Я, например, не могу вспомнить за последние лет десять случай, чтобы НАТО принимал новых членов без ПДЧ. Это очень важный, я бы сказал, фундаментальный этап для вступления в альянс, содержащий ряд мероприятий и задач для страны-кандидата. Вообще, по моему мнению, госпожа Хидашели в последнее время делает довольно противоречивые заявления. Как видно, она меняет риторику в зависимости от ситуации. Раньше она говорила, что если Грузия не получит ПДЧ, то это будет «трагедией» для государства, а сейчас она утверждает, что ПДЧ не является целью Грузии. Не могу сказать, на основании чего делаются такие заявления. Но, разумеется, в НАТО обязательно и внимательно выслушают мнение и аргументы нашего министра обороны, однако они примут такое решение, которое соответствует их интересам».
В целом, по мнению аналитика, пока рано делать прогнозы по поводу предстоящего саммита в Варшаве, на котором Тина Хидашели намерена «вплотную» приблизить Грузию к альянсу. Анджапаридзе считает, что события в мире разворачиваются настолько стремительно и порой неожиданно, что те девять месяцев, которые остаются до начала саммита, могут как отдалить Грузию от НАТО, так и приблизить ее, вплоть до вступления в альянс.