На границе Южной Осетии с Грузией может появиться еще один пункт упрощенного пропуска. Согласно распространенной информации, жители грузинского села Зардианткари смогут свободно посещать смежное осетинское село Хелчуа. Сейчас время их передвижения строго ограничено. Соответствующее постановление было принято кабинетом министров республики еще на прошлой неделе и вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Информация о возможном появлении еще одного упрощенного пункта пропуска на государственной границе в районе села Хелчуа появилась три дня назад. Государственное информационное агентство «Рес» со ссылкой на заместителя председателя главы КГБ республики Валерия Зозулю сообщило, что до 10 октября он функционировал по личному обращению Виктора Шаргаева к российским пограничникам. Президент республики Леонид Тибилов одобрил это предложение, отметив, что «крайне важно учитывать родственные связи людей, которые проживают по разные стороны границ. Это наши граждане, и наш долг – заботиться об их благополучии». Инициатива главы КГБ была поддержана специальным постановлением правительства и утверждена кабмином единогласно.
В обществе, наоборот, эта новость была воспринята крайне неоднозначно. Приверженцы распространенного в республике мнения о полном закрытии границы с Грузией заполонили социальные сети критическими комментариями. Глава Цхинвалского района, к которому относится и село Хелчуа, Алан Плиев дал разъяснение «Эху Кавказа»:
«Жители осетинской национальности часто обращались с просьбой упростить переход на том участке, где они живут, потому что за пределами нашей госграницы осталось порядка 5-6 семей. После проведения линии разграничения они остались на сопредельной территории, и постоянный, регулярный выезд в Южную Осетию – они были прописаны в нашей сельской администрации и экономической жизнью занимались здесь, работают в Южной Осетии – был для них затруднен.
– То есть это осетины, которые после проведения границы остались там?
– Да. Руководство Южной Осетии внимательно следит за ситуацией с этими людьми. Учитывая их частые обращения, а также пограничный режим, им пошли навстречу, и этот режим будет для них облегчен».
По словам главы Цхинвалского района, упрощенным пунктом пересечения границы фактически будут пользоваться всего несколько человек. Им и выпишут соответствующие пропуска. Речи о гражданах Грузии, которые якобы также смогут въезжать в республику в облегченном порядке, нет.
«Семьи, которые остались там, все знают. Пограничникам легко будет общаться с ними и следить за тем, чтобы не было незаконных пересечений другими лицами», – добавил Плиев.
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов считает, что открытие новых пунктов пропусков на границе с Грузией может обострить некоторые старые проблемы:
«Если действительно пункт пропуска будет функционировать для достаточно небольшого количества жителей села Зардианткари, которые по непонятным причинам остались по ту сторону границы, хотя вроде бы всю жизнь проживали в Южной Осетии, то вопрос понятен. Это соображения гуманитарного характера. Но тут встает другой вопрос: будет ли осуществляться достаточно жесткий контроль над тем, чтобы этот пункт облегченного пропуска вновь не превратился в окно для провоза контрабанды, как мы имеем дело на некоторых других пунктах, где пропуск жителей также осуществляется по облегченной схеме?»
Я поделилась с экспертом услышанными сегодня мнениями о том, что, помимо Хелчуа, облегчить жизнь людей, проживающих в приграничных зонах, могли бы еще дополнительные пункты пропуска в районе сел Никози и Арцеви. Юрий Вазагов выступает за строгое ограничение их числа, ведь в противном случае, говорит эксперт, «граница превращается в решето и теряется сам смысл ее существования».
Что касается вопроса реорганизации пограничной зоны, о которой также говорилось на заседании кабинета министров, то официальной информации по этому поводу пока нет. Видимо, граждане республики будут знать больше после принятия югоосетинским правительством окончательного решения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия