Тбилисский городской суд перенес на четверг слушания по делу о телекомпании «Рустави 2», которые продолжались сегодня в течение семи часов. Судья должен был вынести итоговое решение по иску бывшего совладельца телеканала, бизнесмена Кибара Халваши, намеревающегося вернуть свою долю в компании. Сторона ответчика в лице нынешнего руководства «Рустави 2» претензии бизнесмена считает необоснованными, а сам судебный процесс представители телекомпании называют политически мотивированным и обвиняют власти страны в стремлении заставить замолчать главный оппозиционный телеканал.
Судебное заседание началось в 11 часов утра. Уже к этому времени территория, прилегающая к зданию Тбилисского городского суда, была заполонена людьми, пришедшими поддержать телекомпанию «Рустави 2». Ожидалось, что судья Тамаз Уртмелидзе примет сегодня итоговое решение по громкому делу и поставит точку в тяжбе между бывшим совладельцем и нынешними владельцами телекомпании. Но вместо этого сегодняшние слушания значительно растянулись во времени, а само заседание превратилось в сплошной скандал, где заявления сторон зачастую сводились ко взаимным обвинениям, а порой даже походили на плохо скрываемые угрозы.
Генеральный директор телеканала «Рустави 2» Ника Гварамия пришел на слушания в футболке, на которую была нанесена аппликация в виде перечеркнутого топора. Это был своего рода посыл судье Уртмелидзе, мать которого подозревается в нанесении телесных повреждений топором одному из своих родственников. Представители руководства телекомпании заявляют, что в прокуратуре против матери судьи возбуждено дело, ход которого, мол, будет зависеть от того, какое решение примет Тамаз Уртмелидзе по «Рустави 2». Сторона защиты потребовала отвода судьи, так как, по мнению адвокатов и руководителей телекомпании, власти давят на судью, а потому его решение не может быть непредвзятым. Однако судья ходатайство отклонил.
«Ходатайство об отводе судьи не будет удовлетворено по следующей причине: существует норма, в которой указано, кто является членом семьи судьи. Должен заявить вам, что, исходя из этой нормы, моя мать, госпожа Мдинара Гиоргобиани, не считается членом моей семьи», – заявил судья под раздавшийся в зале заседания смех, однако он не стал пояснять о какой «норме» идет речь.
В целом семья судьи сегодня обсуждалась довольно пристрастно, после матери Тамаза Уртмелидзе разговор зашел о его супруге, которая ранее опубликовала в одной из социальных сетей гневный статус в адрес руководства «Рустави 2». По мнению стороны защиты, этот случай опять-таки указывает на ангажированность судьи. Тамазу Уртмелидзе пришлось объясниться:
«В связи с заявлением моей супруги могу сказать, что оно не было согласовано со мной. Предположительно, моя супруга, Миранда Гургенидзе, отреагировала таким образом на следующее: в своих публичных выступлениях господин Ника Гварамия называл судью «коррумпированным», заявил, что «судья подписал себе приговор», обещал «не дать судье возможность остаться в Грузии и заниматься своей профессией» и так далее. Можно предположить, что (гневная) реакция моей супруги была вызвана этими заявлениями», – сказал судья и тут же отмежевался от слов супруги, заявив, что не разделяет ее мнения.
Затем гендиректор «Рустави 2» Ника Гварамия выразил сомнение в компетентности судьи, и после короткой перепалки Уртмелидзе потребовал от него покинуть зал заседания. Разражаться критикой в адрес судьи Гварамия под одобрительные возгласы толпы сторонников продолжил уже снаружи:
«Мало того, что судья необъективен, он еще заявляет, что его мать, оказывается, не член его семьи, он бессовестный человек и с профессиональной точки зрения неграмотный. Он не принимает самостоятельных решений, а лишь зачитывает те постановления, которые ему кто-то пишет. Доходит до смешного, например, он сегодня сказал, что «роль прокуратуры нивелирована», так как дело передано в суд. Когда я попросил его объяснить, что значит слово «нивелирована», он не смог мне дать его значения, притом, что якобы он сам вписал это слово в постановление. Судья не решает там ничего. И итоговое решение тоже примут вместо него. Поэтому я еще раз заявляю, за все эти беззакония они обязательно будут наказаны», – заявил Гварамия.
При этом он в очередной раз подчеркнул, что за всеми процессами против телекомпании «Рустави 2» стоят грузинские власти, которые в преддверии выборов и на фоне «катастрофического падения рейтинга» намерены заставить замолчать главный оппозиционный телеканал страны.
В свою очередь, представители власти именно поведение руководителей «Рустави 2» считают попытками давления на суд. Сегодня к владельцам телекомпании обратилась депутат от правящей «Грузинской мечты» Эка Беселия.
«Не смейте давить на судью! И не нужно винить власть в давлении на суд. Просто давайте дождемся решения, которое примет судья. Нельзя его постоянно ругать последними словами и препятствовать его деятельности. Нужно дать ему возможность принять решение по делу в нормальных рабочих условиях!» – заявила Беселия.
Решение по громкому делу судья Уртмелидзе теперь может озвучить уже через три дня, так как он перенес слушания на четверг. И если заседание вновь не будет отложено, то уже на этой неделе станет известно, сможет ли бизнесмен Кибар Халваши получить обратно свою долю телекомпании.
Напомню, Халваши был совладельцем «Рустави 2» с 2004 года и считался приближенным лицом к правящей тогда команде «Единого национального движения». Он дружил с экс-министром обороны Ираклием Окруашвили. Однако уже в 2006 году, как утверждает Халваши, бывшие власти страны вынудили его отказаться от своей доли после того, как Окруашвили впал в немилость к Михаилу Саакашвили. Нынешние же руководители «Рустави 2» активность бизнесмена связывают с желанием «Грузинской мечты» прибрать оппозиционный канал к рукам.