Информационное агентство «Регнум» публикует комментарий Модеста Колерова об инициативе президента Южной Осетии Леонида Тибилова провести референдум о вхождении республики в состав России. Эксперт считает, что, если плебисцит состоится, не менее 85% населения проголосуют за вхождение Южной Осетии в состав России. «Но правда состоит и в том, что среди оставшихся 15% – почти весь политический класс современной Южной Осетии, который практически в одиночестве создал свою государственность 25 лет назад», – пишет Колеров. Он отмечает, что этот политический класс 18 лет отстаивал право на жизнь и культуру своего народа и впервые за последние 400 лет осетинской истории добился независимости.
Но, по мнению Колерова, «даже независимая государственность Южной Осетии не гарантировала ее от бюрократических экспериментов Москвы, когда Россию – наездами и постоянно – в этом чутком и сложном государстве представляли, хамя, воруя, скандалясь, позорясь и позоря, разные «уполномоченные» третьего сорта и двадцать восьмой интеллектуальной свежести. Даже вежливое кавказское застолье не спасает любого в России, для кого независимость Южной Осетии от грузинского геноцидального шовинизма стала делом чести и гордости, от жесточайшего стыда за такое лицо России», – пишет Колеров.
Газета «Республика» публикует статью под названием: «Как корабль назовешь… или вновь об одном нюансе переговорного процесса». Автор размышляет о том, почему на Женевских дискуссиях Южную Осетию представляет не МИД, а аппарат Уполномоченного президента РЮО по постконфликтному урегулированию.
«Безусловно, сегодня, да и в перспективе отношения между Тбилиси и Цхинвалом возможны только на межгосударственном уровне. Однако то, что переговорами в Женеве руководит не Министерство иностранных дел, а спецпредставитель, говорит о том, что мы представлены не на уровне межгосударственных отношений. Еще раз подчеркнем: в отличие от других участников Женевских дискуссий», – говорится в статье.
Блогер Алан Парастаев на сайте интернет-ресурса «Кавказский узел» комментирует новость о том, что прокурор Гаагского суда Фату Бенсуда предоставила жителям Грузии, пострадавшим в результате конфликта в Южной Осетии, возможность подать заявления о нарушении их прав. «А нас что и не спросят? Мы как бы не в теме вообще? Как нам вообще это удалось, из потерпевших, из стороны обвиняющей стать стороной обвиняемой. Это надо было постараться», – иронизирует блогер. Он считает, что Южной Осетии следует активнее принять участие в этом процессе, собрать у жителей заявления о нарушении их прав, а также принять прокурора в республике для сбора информации.
«У нас в каждой ветви власти свой «МИД», по женевским диалогам отдельная контора и еще в президентской администрации по иностранным делам структура. В том же МГИМо пол-цхинвальской молодежи учится. Пусть займутся процессом. Задействовать бы еще и общественников, НПО, юристов наших, аналитиков и по всем направлениям атаковать Гаагский суд. Более сильной позиции в истории конфликтов, чем у нас, трудно даже придумать, а мы проигрываем. Это будет очень стыдно наблюдать», – пишет Парастаев в заключение.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия