Из Чечни – напоминание и предупреждение.
Ничто так не поднимает опадающий рейтинг, как «маленькая победоносная война». Теперь – в Сирии: по результатам опросов, почти 90 процентов россиян поддерживают своего президента и его действия на Ближнем Востоке, где военно-космические (космические, Карл!) силы наносят удары по лагерям и базам террористов.
Не в первый раз: шестнадцать лет назад рейтинг тогда еще не президента так же уверенно рос после каждого хлесткого заявления про «мочить в сортире», про «точечные удары» и про все остальное. Тогда тоже вроде бы били «по лагерям и базам». Может, и так случалось, но слишком много в хронике тех событий ударов по сугубо гражданским объектам – от колонны беженцев до похоронной процессии. Случались и натуральные «ковровые бомбардировки», когда зоны поражения боеприпасов перекрываются и никому не спрятаться – как в селе Элистанжи Веденского района. Что там искали, непонятно…
Хотя, может быть, как раз теперь становится понятно! Оказывается, тогда, шестнадцать лет назад, среди всего хаоса и ужаса начала Второй чеченской в горах того самого Веденского района действовали тренировочные лагеря Салмана Радуева (Радуева, Карл!), в которых продолжали готовить боевиков для третьих стран. Так было, если верить обвинительному заключению по делу украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха, суд над которыми продолжается в Грозном: «В период с марта 1999 года по май 2000 года Карпюк Н.А. совместно с участниками банды из числа членов УНА-УНСО Клыхом С.Р., Мазуром И.П., Музычко А.И., Бобровичем В.О. и другими неоднократно прибывал на территорию Чеченской Республики, где в лагере, расположенном вблизи н.п. Ведено Веденского района Чеченской Республики, под командованием полевого командира Радуева С.Б. обучался тактике ведения боевых действий в различных условиях, основам топографии и владению различными видами боевого огнестрельного оружия». Именно так: не воевали, Карл, а прибывали к Радуеву, учились у Радуева и убывали к себе обратно… «И так сэмнадцать раз!», да?
Чтобы оценить остроумие следователей, нам придется еще раз вспомнить Салмана Радуева. Он стал широко известен как отечественный «террорист номер два» в январе 1996 года, после теракта в Кизляре. Там, повторяя и превосходя буденновское преступление Шамиля Басаева, террористы захватили две с лишком тысячи заложников. Потом – недельная оборона села Первомайское, где укрепились отходившие в Чечню террористы.
Придется всех разочаровать. Хотя, по сложившемуся мнению, Салман Радуев командовал отрядами террористов в Кизляре и Первомайском, по сути, он был, прежде всего, «говорящей головой», публичным спикером. Военными командирами были другие – Турпал-Али Атгериев и Хункарпаша Исрапилов. Это вполне соответствовало интересам всех троих. Атгериев и Исрапилов предпочитали оставаться в тени. Радуеву требовалась, прежде всего, публичность.
Это сработало, но предопределило последующее неадекватное восприятие личности Радуева не только российской публикой, но и, как выяснилось, российскими силовиками и следственными органами.
Для них многоречивый Салман стал, как теперь выясняется, «самым правдивым человеком на свете». Радуев, впрочем, был обычным чеченским Мюнхгаузеном, каких много породила эта земля. Если понимать, чего стоят их слова, то бывает даже интересно. Только не забывать правило: «не верить ничему из того, что слышишь, и почти ничему из того, что видишь».
Так вот, прославившийся как «террорист номер два» Салман Радуев оставался субъектом внесистемным. 3 марта того же 1996-го на Салмана было совершено покушение, его долго считали убитым. Он чудом выжил: лицо Радуеву собирали буквально по частям. Объявившись в Грозном на пресс-конференции в июне 1996-го, Радуев сообщил не только о собственном «воскрешении», но и о том, что, Карл, жив убитый 21 апреля 1996 года Джохар Дудаев.
Не спешите смеяться. Этим утверждением, неоднократно повторенным, Радуев ставил под сомнение легитимность как всех действовавших и потенциальных руководителей Чечни, и Зелимхана Яндарбиева, и Аслана Масхадова, так и претендентов на руководство – «Шамиля и его команду»: «Вы, мол, все тут никто и звать вас никак, а на самом деле есть руководитель законный, «скрытый имам», который-де объявится «в свое время!»
Радуев заявил о создании «движения» «Путь Джохара» с боевым подразделением «Армия генерала Дудаева». Осенью 1996 года Салман было захотел участвовать в предстоящих в Чечне выборах в качестве кандидата в вице-президенты – «при достойном кандидате на президентский пост». Однако «достойные кандидаты» не спешили откликнуться, то ли что еще, – но вскоре Радуев выступил против выборов как таковых, поскольку, Карл, жив законный президент Джохар Дудаев!
Так что «участие в выборах» свелось к тому, что в октябре 1996 года люди Радуева похитили Абдурахмана Хасбулатова, профессора Грозненского университета, брата Руслана Хасбулатова, бывшего спикера российского Верховного Совета, который таки собирался выставить свою кандидатуру на пост президента Чечни.
А сам Радуев говорил и говорил. Обращался к полевым командирам с призывом к терактам на территории России. Заявлял о готовности к таким терактам. Например, к годовщине гибели Дудаева, то есть в канун майского визита избранного президента Масхадова в Москву и подписания им мирного соглашения с Ельциным.
Это соглашение Радуев не признал, за что тут же был вызван на шариатский суд, перед которым поклялся в лояльности и принес извинения.
Однако легитимность Масхадова Салман отрицал и тут же пошел с ним на открытую конфронтацию. 21 июня 1997 года люди Радуева попытались захватить грозненский телецентр.
Салмана лишают всех наград и званий, а «Верховный шариатский суд Ичкерии» приговаривает мятежника к четырем годам лишения свободы. Масхадов своим указом распускает радуевскую «армию». Но Радуеву как с гуся вода. Точно так же он раньше игнорировал требования Яндарбиева прекратить террор. То есть, вернее сказать, разговоры о терроре. В 1996-1997 годах Салман брал на себя ответственность едва ли не за все теракты, совершенные на территории России. Обещал использовать химическое оружие. «Объявил войну» Воронежу. Заявил о своей причастности к взрывам на военных складах в Еврейской автономной области. И так далее...
Среди прочего, Салман взял на себя ответственность за взрывы на вокзалах в Пятигорске и Армавире в апреле 1997 года, – и это, кажется, единственное его заявление, оказавшееся подтвержденным. Только вот на суде над Радуевым в 2001 году совершившие эти взрывы террористки Таймасханова и Дадашева показали, что приказ им отдавал не сам Радуев, а его начальник штаба Ваха Джафаров. Похоже, последний был человеком более организованным, чем его патрон, в тени речей которого Джафаров действовал (примерно как Атгериев и Исрапилов в Первомайском). Только вот беда – Джафаров погиб при той самой попытке захвата телецентра: они с директором ичкерийской Национальной службы безопасности Лечи Хултыговым застрелили друг друга.
После этого Радуев оказался предоставлен сам себе. За ним закрепилась устойчивая репутация опасного сумасшедшего: Салман слишком часто, по делу и без дела, выступал против влиятельных людей Ичкерии, вне зависимости от их политической позиции. Ответом стала серия покушений – в апреле, июле и октябре 1997 года. Радуев был несколько раз серьезно ранен. С 1998-го по сентябрь 1999-го, как утверждают размещенные в интернете, в том числе в Википедии, биографии «террориста номер два», вообще находился в Пакистане.
По сентябрь, Карл, 99-го!
А в «википедийной», многократно растиражированной в интернете справке говорится про «лагеря Радуева» – правда, не в Ведено: «Вместе с Хаттабом создал Урус-Мартановский центр по подготовке диверсантов, выпускники которого причастны к взрывам жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске осенью 1999 года».
Видна рука мастера!
В ту пору даже родственники Радуева тактично отвечали журналистам, что Хаттаб-де очень уважает Салмана, с оговоркой: «если бы он так много не говорил, цены бы ему не было». Говорил Радуев много. Ведь сам Хаттаб, уязвленный филиппиками Салмана, был более определен в своем отношении. «Радуев нэ мужчин, жэнщин он!» – так выразился Хаттаб в одном из интервью.
Боюсь, что если бы эти два персонажа создали совместный центр подготовки подрывников, то один бы тут же показательно, для острастки, подорвал бы другого…
Об особой любви к Салману «террориста номер один» Шамиля тоже ничего не известно. Так что лагерь Радуева в окрестностях Ведено, в басаевских местах, – вообще за гранью добра и зла. Даже если забыть о том, что зимою 1999-2000-го Веденский район был занят федеральными силами и время «лагерей» закончилось – пришла война.
Почему я тут ссылаюсь на Википедию? Похоже, что именно из этого «источника мудрости» черпало свое вдохновение следствие по делу «грозненских украинцев»: ведь эти украинцы, согласно цитированному выше фрагменту, обучались в «лагерях Радуева» с весны 1999-го по май 2000-го.
По май, Карл!
Только вот в чем проблема: Салман был захвачен спецназом ФСБ в ночь с 12 на 13 марта 2000-го. Правда, Википедия называет еще одну дату: 12 мая 2000-го, со ссылкой на книгу «Россия-Чечня: цепь ошибок и преступлений», где «12 мая» фигурирует в именном указателе, в биографической справке. Больше эту дату взять было неоткуда!
Признаюсь: это моя ошибка. То есть моя опечатка в именном указателе, который я составлял. Вместо «март» – «май». Из книги она перекочевала в Википедию. Из Википедии, похоже, – в обвинительное заключение…
Видать, в наши дни Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен может всерьез претендовать на роль «самого правдивого человека на свете».
А в новостях нам сообщают, как воздушно-космические силы наносят точечные удары по лагерям террористов. Только откуда уверенность в том, что удары «точечные», и что «по лагерям», и что «террористов»?
Из Чечни – напоминание и предупреждение.