Сегодня в Сухуме проходит VI российско-абхазский деловой форум. В пресс-конференции по итогам форума приняли участие премьер-министр Абхазии Артур Миквабия, заместитель министра экономического развития России Александр Цыбульский, губернатор Брянской области Александр Богомаз и ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау.
На вопросы о том, чем отличается нынешний форум от предыдущих и каковы экономические перспективы российско-абхазского сотрудничества, ответил ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау. Он был на аналогичном форуме в Абхазии в 2010 году и отметил, что уровень представительства на форуме несомненно вырос.
После признания Абхазии Россией логично было предположить, что начнется бурное развитие экономики, однако это не произошло. Владимир Мау видит причину в том, что Абхазия и абхазский народ не определились со своими стратегическими целями и не выбрали оптимальную для себя модель развития. У Абхазии были все шансы стать вторым Сингапуром или Гонконгом, но увы… На вопрос о том, что же для этого необходимо, Владимир Мау ответил:
«Либеральная экономика, низкие налоги и гарантии жизни и собственности. Все остальное произойдет само собой. Это очень трудно реализовать. Многие страны это сделали, например, Сингапур и Западная Европа.
– А России это удалось сделать?
– Не вполне. Это зависит от политической воли общества и его элиты».
На вопрос о том, влияет ли кризис в России на абхазо-российские отношения, премьер-министр Республики Абхазия Артур Миквабия ответил, что, конечно, серьезно сказывается, но все-таки основные корни экономических проблем у нас внутри:
«На будущий год мы усилим управление налогами. У нас 80 млрд рублей валовый оборот, а зарабатываем мы в виде налоговых платежей менее 5%. У нас 10-12 организаций несут на себе основное налоговое бремя. Легко ли у нас уйти от налогов? Конечно, легко! У нас нет нормального первичного бухгалтерского учета, включая кассовые аппараты и все остальное. Это рутинная работа, мы будем ее делать, и такими способами хотим удвоить наш бюджет».
На нынешнем деловом форуме российские представители впервые заговорили о том, что абхазо-российское экономическое сотрудничество пробуксовывает и необходим честный и откровенный разговор о причинах этого явления. В частности, заместитель министра экономического развития России Александр Цыбульский отметил, что 90% всех инвестиций, которые приходят в Абхазию, – государственные. Это означает, что частный бизнес в Абхазию не идет.
На вопрос о том, почему российский инвестор, несмотря на все декларации и призывы, к нам не спешит, Александр Цыбульский ответил:
«Это конкретные локальные и точечные вещи, касающиеся скорее правоприменения тех правил, которые установлены. Действительно, по большому счету, если посмотреть сегодня законодательство, которое принято на территории Абхазии, оно – одно из самых либеральных. Казалось бы, оно должно быть крайне привлекательным для инвестора. Но, к сожалению, есть вещи, которые останавливают и не дают уверенности инвестору в том, что эти правила игры будут выполнены на территории Абхазии. Опять же, возвращаясь к запрету на приобретение имущества иностранными гражданами. Если бы мы действительно сейчас с вами знали, что запрет существует и имущество приобрести невозможно, наверное, имело бы смысл об этом рассуждать. Но только по самым заниженным данным, которые у нас есть, за этот год было проведено порядка пяти тысяч серых сделок. То есть, по сути, черный рынок продажи недвижимости существует. И пока мы будем жить по понятиям, а не по закону, это все равно будет непривлекательно. Любой инвестор, заходя сюда на самых выгодных условиях, будет понимать, что риски его вхождения (а здесь присутствуют и страновые риски, связанные с возможными санкциями, и так далее) перекрывают возможную прибыльность этого вхождения, инвестор входить не будет. И вот это то, с чем надо бороться».
Александр Цыбульский выразил надежду на то, что сегодня в ходе обсуждений на круглых столах состоится честный и откровенный разговор по этой проблематике, который послужит поиску решений.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия