«Пятница 13-го» в Париже, потрясшая весь мир, не могла не вызвать отклики и в Абхазии. Президент республики Рауль Хаджимба направил телеграмму президенту Франции Франсуа Олланду со словами: «От имени народа Абхазии выражаю искренние и глубокие соболезнования Вам и всем гражданам Франции в связи с многочисленными человеческими жертвами в результате серии терактов в Париже. Чудовищная террористическая атака на Париж, повлекшая гибель мирных людей, в очередной раз свидетельствует о необходимости консолидации усилий мирового сообщества в борьбе против международного терроризма. Мы солидарны с народом Франции в этот тяжелый час».
В разговорах со знакомыми мы часто увязывали парижские теракты с гибелью за несколько дней до них российского самолета с туристами в небе над египетским Синаем. Как сегодня сообщила российская ФСБ, уже установлено, что это тоже был теракт. И, можно не сомневаться, цель его была созвучна крику одного из террористов в Париже: «Это вам за Сирию!» А на борту самолета погибло даже больше людей, чем 13 ноября в Париже, – 224.
Часто в эти дни в устах самых разных комментаторов в разных странах звучит мысль, что это и есть третья мировая война. Началась, мол, она 11 сентября 2001 года, когда под руинами башен-близнецов в Нью-Йорке погибло около трех тысяч человек, и идет между исламскими террористами и всем остальным человечеством. Можно, конечно, слова про «третью мировую» рассматривать как фигуру речи. Но можно – и вполне всерьез.
В 50-80-е годы прошлого века очень многие люди на Земле жили в опасении, что вот-вот грянет третья мировая война, причем непременно ядерная и основанная на идеологическом противостоянии Запада и Востока, стран НАТО и Варшавского договора. В отдельные моменты этот страх усиливался, доходя до психоза, в другие же, например, в середине 70-х, некоторым начинало казаться, что поскольку руководители ядерных держав не пойдут на взаимоуничтожение народов, то и смысл существования армий постепенно теряется… Потом холодная война закончилась.
Но на рубеже двадцатого и двадцать первого веков в полный голос заявила о себе новая сила – основанный на исламском фундаментализме терроризм. Причем воюющий не против конкретного врага, как палестинцы против Израиля, а вообще против всех «неверных» и даже мусульман, которые чем-то террористов не устраивают. С возникновением на части территорий Ирака и Сирии ИГИЛ у террористов появилось и свое подобие государства.
Век назад та же Франция активно участвовала в сражениях Первой мировой войны, унесшей жизни десяти миллионов человек. Понимаю, что бессмысленно сравнивать одну бессмыслицу с другой, рассуждая, что «хуже»: верденская мясорубка или расстрел из автоматов в упор беззащитных гражданских лиц? По количеству жертв верденская и прочие военные мясорубки многократно «хуже», но их хоть можно было объяснить «интересами своей страны» (другое дело, что ничего хорошего, кроме неисчислимых бед, та война народам Европы не принесла). На сей же раз ужасает возможность для людей в разных странах в любой момент пасть жертвами смертников, которым не жаль ни чужой, ни своей жизни во имя цели, которой адекватному человеку невозможно постичь. И с этой точки зрения это противостояние напоминает войну не между людьми с их вошедшими в неразрешимое противоречие интересами, а между людьми и нелюдями, какое-то подобие описанной Уэллсом в знаменитом романе войны миров.
Сейчас во многих ведущих мировых державах задумались о необходимости объединить усилия для скорейшего уничтожения «раковой опухоли» ИГИЛ – как в 1945-м союзники объединились, чтобы добить «нацистскую гадину». Но ведь даже если представить себе трудновообразимое – совместную мощнейшую наземную операцию против него стран НАТО и России, ситуация будет напоминать удар по жидкому металлу – ртути. ИГИЛ рассыплется как ртутные шарики, чтобы, подобно многоголовой гидре, возродиться в новых местах…
Любопытно было почитать комментарии на одном из абхазских интернет-форумов. Наряду с обычным в таких случае выражением соболезнований близким невинных жертв, там можно вычленить несколько тем. «Больно видеть, – пишет один из форумчан, – как великая французская нация становится жертвой кучки сумасшедших фанатиков и заложницей обнаглевших донельзя мигрантов. Довели ситуацию с политкорректностью до абсурда так, что бездельники и фундаменталисты со всего мира издеваются над ними как могут и убивают их у них же дома. Вырождаются европейцы».
Были также попытки объяснить, почему террористы выбрали для атаки Париж: может, мол, это кара небесная? Именно Франция активно вмешалась в гражданскую войну в Ливии, именно карикатуристы «Шарли Эбдо» издевались над жертвами авиакатастрофы, утонувшим ребенком-беженцем…
Тут, на мой взгляд, много путаницы. Прежде всего, Франция – лишь одна из мишеней. В прежние годы были теракты исламистов в Испании, Англии. Напомню и про совсем недавний теракт над Синайским полуостровом, унесший жизни россиян.
Дело в том, что Франция бомбила объекты ИГИЛ так же, как и Россия.
И ИГИЛ, кстати, это не Сирия, а ее враг. Так же, как тот террорист в Париже, который кричал: «Это вам за Сирию!» – не мог по определению быть сирийцем, он мог быть только игиловцем.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия