Accessibility links

Транскавказская дорога: отклики и реплики


Отношение к будущему строительству, в результате которого, если ничто ему не помешает, через десяток лет автомобильное сообщение свяжет Северный Кавказ и Абхазию напрямик, у простых жителей республики разное
Отношение к будущему строительству, в результате которого, если ничто ему не помешает, через десяток лет автомобильное сообщение свяжет Северный Кавказ и Абхазию напрямик, у простых жителей республики разное

Как я уже упоминал во вторник в публикации на «Эхо Кавказа», 24 ноября в Москве был подписан меморандум о строительстве скоростной автомагистрали, которая будет проложена из Кабардино-Балкарии через Карачаево-Черкесию в Кодорское ущелье Абхазии. Это наиболее очевидный вариант строительства Транскавказской автодороги между Северным Кавказом и Абхазией, разговоры о котором идут уже не годы, а десятилетия. Но так совпало, что именно в тот день в Абхазии было опубликовано интервью с президентом географического общества республики Левардом Барцицем, который предлагал другой, альтернативный вариант прокладки дороги, западнее, через высокогорное село Псху. Кстати, подобный вариант активно обсуждался некоторыми в Абхазии в первые послевоенные годы, когда верхняя часть Кодорского ущелья оставалась вне юрисдикции Сухума, но после восстановления территориальной целостности РА в августе 2008-го о нем в обществе подзабыли.

Автор и руководитель проекта «Горная Абхазия» Тенгиз Тарба успел уже в СМИ сравнить оба проекта и высказать мнение, что дорогу ни в коем случае нельзя тянуть через Псху. Там сложный рельеф и нужно строить все с нуля, а в Кодорском ущелье дорога уже есть, просто ее нужно улучшить. А еще она ближе к депрессивным районам Восточной Абхазии и сможет способствовать их экономическому подъему. Впрочем, сравнивать эти варианты имеет теперь только теоретический смысл: давным-давно было ясно, что для Абхазии такой гигантский проект не под силу, даже на паях, и решать тут будут «большие дяди».

Транскавказская дорога: отклики и реплики
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:49 0:00
Скачать

Поэтому меня несколько удивила бурная реакция некоторых интернет-пользователей в Абхазии на слова вице-президента Абхазии Виталия Габния в Москве: «На подписании меморандума Абхазия выступила в качестве наблюдателя, что не несет прямых обязательств, однако мы заинтересованы в проекте, поддерживаем и готовы принять участие в рабочей группе». Это «в качестве наблюдателя» буквально вывело их из себя. Но не думаю, что данные слова означают, будто Абхазия, ее общественность, ее экологи будут безучастно наблюдать за тем, что и как будет делаться на ее территории. Другое дело, и тут надо быть реалистами, – что у республики нет сегодня ни проектных, ни дорожно-строительных организаций с необходимым числом кадров, способных впрячься в эту «повозку».

Меморандум о принципах и порядке взаимодействия при реализации проекта комплексного развития горно-рекреационной территории «Эльбрус», по сообщениям российских СМИ, предполагает, что в течение ближайшего года будут также подписаны контракты на строительство аэропорта в районе города Баксан, морского порта в районе города Очамчыра. Общую стоимость этих работ специалисты оценивают в $2,7 млрд. Реализация намеченных транспортных проектов позволяет объединить разрозненные на данный момент элементы уже существующей инфраструктуры и запустить самоокупаемый мультипликативный эффект от работы всей системы в целом. Начало активной фазы программы запланировано на 2016 год, а реализация всех ее этапов намечена к 2025 году. Строить автотрассу будут специалисты китайской корпорации China Railway в сотрудничестве с российской компанией «Региональные Проекты». «ОАО «Китайская железнодорожная корпорация China Railway» имеет большой опыт проектирования и строительства крупных инфраструктурных объектов в сфере транспорта и энергетики, мы имеем опыт строительства аэропортов и морских портов», – заверил представитель китайской стороны Яао Гуйцын.

Разумеется, подписание меморандума не могло не вызвать переполоха и обычной в таких случаях дипломатической реакции в Тбилиси. Вчера министр иностранных дел Грузии Георгий Квирикашвили, на которого, можно предполагать, не могла не наехать обеспокоенная грузинская общественность, заявил, что официального подтверждения от китайской стороны информации об участии китайской корпорации China railway в строительстве автомагистрали из Северного Кавказа в Абхазию не имеется. Он отметил, что до сих пор взаимоотношения между Китаем и Грузией основывались на принципах уважения территориальной целостности и суверенитета, и выразил уверенность, что взаимоотношения продолжатся именно в таком ракурсе. Один из абхазских интернет-комментаторов отреагировал на это так: «Частная китайская строительная компания взяла подряд на строительство дороги. Причем здесь отношение Китая к территориальной целостности? Здесь только бизнес и ничего личного. Моська опять лает на слона».

А отношение к будущему строительству, в результате которого, если ничто ему не помешает, через десяток лет автомобильное сообщение свяжет Северный Кавказ и Абхазию напрямик, у простых жителей республики разное. Есть и те, кому это не слишком по душе, у кого экологические и иные опасения – кто разделяет то, о чем говорил и, возможно, не договаривал на одной из пресс-конференций экс-президент Абхазии Александр Анкваб. Но большинство, с кем я общался, восприняло проект позитивно, многие – с большими надеждами.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG