Accessibility links

Державная Грузия


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Прошедшие 2,5 месяца я впервые в жизни, хоть и временно, но работал в государственной структуре. До этого мне не приходилось сталкиваться напрямую с госслужбой, и я имел довольно-таки общее представление о том, что из себя представляет его величество Аппарат. Впрочем, мое 2,5-месячное путешествие в мир госслужбы оказалось чрезвычайно полезным.

В первую очередь тесное соприкосновение с этой системой сделало для меня вполне очевидным, за счет чего нынешняя Грузия более или менее нормально существует – звезд с небес, ясное дело, не хватает, но и не сказать, что прямо так уж прозябает.

Казалось бы, страной управляют вопиюще некомпетентные типы, а главное, хоть и неофициальное лицо в грузинской властной иерархии – Верховный Гуру оказался еще более никчемным управленцем, чем я думал, – притом, что всегда был не слишком высокого мнения о его менеджерских способностях.

По идее, в Грузии все должно пойти вразнос, но, странное дело, ничего особо из ряда вон выдающегося не происходит. Налоги собираются, бюджет выполняется, зарплаты и пенсии исправно раздаются, полицейские ловят преступников, врачи лечат, бездельники бездельничают... Словом, все как-то более или менее. Как такое возможно?

Не поработав на госслужбе хотя бы месяц-другой, ответа на этот вопрос не найти. А поработав – становится все предельно ясно.

Все очень просто. Никакой мистики тут нет. Сегодня Грузия более или менее сносно существует только и только за счет того, что в стране сформировался класс эффективной бюрократии. Среднее звено госаппарата. Оно самое, то, которое может минимизировать последствия действий самого некомпетентного начальства. И, наоборот, то самое, которое может саботировать любые, самые правильные и самые полезные решения.

За 9 лет (о, ужасных 9 лет) в Грузии появилось то, чего никогда не было, – средний класс бюрократов. Рабочие пчелки госслужбы. Без черных лимузинов и показной серьезности на лице. В основном на 90% молодые люди, предельный возраст 40-45 лет, да и то – нечасто.

Именно на их плечах сегодня держится стабильность в Грузии. Каждая страна любит находить себе героев, и все они, как правило, являются либо гламурными, либо эпическими фигурами – артисты, писатели, философы, и второй полюс – военные, солдаты, разведчики, «наша служба и опасна и трудна» и все такое.

На мой взгляд, сегодняшний истинный герой Грузии выглядит иначе: ему не больше 35, он получает около 700-800 долларов в месяц, ездит на машине среднего класса, купленной в кредит, время от времени ходит по ресторанам и клубам, много и усердно работает и, как правило, недоволен жизнью.

Таков собирательный образ современного представителя среднего звена госаппарата Грузии. Эта прослойка тянет на себе всю систему – она обеспечивает ее дееспособность в период, когда начальство либо отдыхает на похмелье, либо подсчитывает полученные премии и надбавки к и без того немаленькой зарплате.

У тех, кто с Грузией знаком по советским фильмам, есть вполне стойкое шаблонное представление о том, как происходит процесс управления в стране: все опаздывают на работу, поздно приходят, рано уходят, работать не желают, кроме как из-под палки, вокруг одни интриги, сплетни и безделье.

Попадая на госслужбу в Грузии, вам стоит начисто позабыть все, что вы знали о грузинском менеджменте, ибо все ваши представления о нем начисто устарели.

Грузинский менеджмент начинается с дверей проходной, куда в 9 утра буквально бегут сотрудники – чтобы не опоздать, чтобы пересечь КПП не позже 9.00, потому что за опоздание бьют рублем.

Чтобы уйти с работы раньше времени, надо отпроситься у начальства. Как правило, начальники среднего звена в таких структурах – люди вполне доброжелательные, и в каждом отделе царит довольно-таки позитивная обстановка. Однако правила есть правила. Если вы хотите покинуть рабочее место за 15 минут до окончания рабочего дня, – придется регистрировать запрос.

На первый взгляд вполне кажется: зачем это самодурство? Кому оно нужно? Однако если призадуматься более обстоятельно, то начинаешь понимать: как ни крути, мы в Грузии, в стране, в которой слово «дисциплина» всегда было чуть ли не матерным. Жесткий, иногда кажущийся бессмысленным порядок лежит в основе исправно функционирующей системы: если сегодня позволить одному опоздать на 10 минут, завтра следующий опоздает на полчаса, другой – на час, и через месяц вся система развалится на кусочки.

В госструктурах нет ощущения традиционной беспечной Грузии – разве что самую малость. Сотрудники усердно стучат по клавишам компьютеров, бегают с бумажками из кабинета в кабинет, всегда куда-то звонят, что-то обсуждают, словом, делают все то, без чего государство снова перестанет функционировать и страна вернется в 90-е...

За 2,5 месяца работы на госслужбе я еще больше оценил организационные способности прошлой власти. Сегодня все чаще – преимущественно от мечто-ваты, можно услышать заявления типа «да что они за 9 лет сделали, ничего вообще», «в конце концов, XXI век уже, сколько можно удивляться», «да ладно, государственный аппарат создали, большое дело»...

Звучит очень убедительно, для 2015 года. Скажи кто-нибудь что-то подобное в 2003-м – подняли бы на смех... Но у грузинцев память короткая – им искренне кажется, что преступность в Грузии резко снизилась сама по себе, а то, что параллельно «националы» пересажали половину «улицы» в тюрьмы, – ну, так это ни при чем... Совпало просто.

Побывав на госслужбе хотя бы неделю, становится еще более очевидной глупость субъектов, говорящих такое. Как бы они не извращались, как бы ни пытались подогнать реальность под свои портяночные теории, в долгосрочном плане они ничего не смогут сделать с тем, что отныне и на долгие десятилетия вперед в основе грузинской государственности будет стоять именно созданный ЕНД мощный работоспособный аппарат.

Сделать это на традиционном грузинском болоте, взращенном на безделье, застольях и воровских понятиях, – кажется, было невозможно. Но... Нет ничего невозможного.

Моя короткая 2,5-месячная командировка на госслужбу также прояснила для меня некоторые моменты мировой истории. Меня всегда интересовало, как Римской империи удалось 600 лет управлять миром, развиваться, идти вперед в ситуации, когда большинство ее властителей были клинические психопаты и коррупционеры? Каким образом это огромное супергосударство так долго было на плаву?

Ответ – он там же. В грузинских госструктурах. Рим держался на эффективной и работоспособной бюрократии. Тех самых рабочих пчелках, которые делали свое дело как при более или менее приличном Октавиане Августе, так и при полнейшем психе Калигуле.

Так же и тут: пока Грузии удастся сохранить с таким трудом выстроенную административную вертикаль, пока рабочие пчелки будут таскать бумажки из кабинета в кабинет при любой власти, она так и останется более или менее на плаву...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG