Предвкушение Нового года уже давно сопровождается у меня какими-то тревожными ожиданиями. Так уж повелось, что незадолго до этого праздника через парламент скопом протаскиваются решения, которые вызывали бурную полемику и отторжение в обществе и казались если не забытыми, то отложенными до «лучших» времен.
Нынешний год не стал исключением. За две-три недели до окончания 2015-го активизировалась работа в правительстве и парламенте – приняты поправки в Конституцию и закон о запрете на аборты, согласовано российско-абхазское соглашение по Информационно-координационному центру (ИКЦ) и ратифицировано соглашение об Объединенной группировке войск (ОГВ). Пока общественность пыталась осмыслить суть происходящего и проанализировать плюсы и минусы принимаемых парламентом решений, выяснилось, что два депутата парламента Георгий Агрба и Сергей Шамба, воспользовавшись своим правом на законодательную инициативу, внесли в повестку дня последнего в этом году заседания сессии парламента, назначенной на 29 декабря, проект закона с романтическим названием, напоминающим название популярного российского фильма, – «Об особенностях оборота жилых помещений в Республике Абхазия».
Тут надо напомнить, что отсутствие закона о продаже недвижимости иностранцам уже давно вызывает раздражение у единственного стратегического партнера Абхазии – России. На шестом российско-абхазском деловом форуме он стал причиной достаточно жесткого диалога между представителями российских бизнес-групп и абхазской власти. Россияне не скрывали, что вопрос продажи недвижимости напрямую связывают не только с частными, но и государственными инвестициями в Абхазию. Российский политик Никита Исаев, не добившись на форуме желаемого результата, пообещал, что «по закону о недвижимости диалог будет продолжен...»
Не мытьем, так катаньем – не прошло и месяца, и в парламент поступил проект закона, в названии которого слово «продажа» заменено на оборот, а недвижимость - на «жилые помещения». В остальном это тот самый проект закона о продаже недвижимости россиянам, а еще вернее – проект закона о скрытой продаже земли, на принятии которого настаивали российские бизнесмены на деловом форуме в Сухуме.
Конечно, в проекте отдельной строкой предусмотрен запрет на продажу недвижимости таким гражданам, как Саакашвили или Каркарашвили (командующий войсками Госсовета Грузии в период грузино-абхазской войны). Они подпадают под категорию иностранцев, которые «антиконституционными методами выступали или выступают за изменение суверенного статуса Республики Абхазия, либо за насильственное изменение основ Конституционного строя Республики Абхазия или иными действиями создают угрозу безопасности Республики Абхазия, либо антиконституционными методами боролись против государственного строя или существующей государственной власти в республике Абхазия; связаны с террористической деятельностью…» и т.д. Заканчивается весь этот «великолепный» перечень «опасений абхазов» очень конкретной фразой – «права иностранных граждан на приобретение жилых помещений в Республике Абхазия могут быть ограничены только в соответствии с решением суда».
Все правильно, да здравствует абхазский суд. Я уже предвосхищаю процессы, на которых наши судьи обнаружат гигантские дыры в уголовном и гражданском кодексах, в законах и других нормативных документах, которые помешают им принять решение об отказе в покупке абхазской недвижимости тому же Саакашвили (который, кстати, теперь гражданин Украины).
Но у российской бизнес-элиты спешка, они не могут и не хотят ждать, пока абхазы разберутся с законами, примут земельный кадастр, проведут инвентаризацию жилья и т.д. Доступная для покупки иностранцами недвижимость при полной неразберихе в жилищном фонде Абхазии – это и есть цель, полностью соответствующая особенностям национальной охоты.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции