Accessibility links

Беслан Барателия: «Нам приходится все это ворошить»


Председатель Нацбанка Абхазии Беслан Барателия
Председатель Нацбанка Абхазии Беслан Барателия

Председатель Нацбанка Абхазии Беслан Барателия подвел финансовые итоги уходящего года.

Анаид Гогорян: Беслан Владиславович, год назад, 29 декабря, вы были назначены на должность председателя Национального банка Абхазии. Расскажите о проделанной работе, об итогах года.

Беслан Барателия: Год пролетел очень быстро для меня, и на самом деле система, которую мне пришлось возглавить, оказалась непростой, с большим наследием, которое пришлось преодолевать. Внешний фон, контекст достаточно неблагоприятный, это и кризис, который охватывает и нас тоже, процессы девальвации, санкции и ряд других вещей, в которых приходилось выстраивать работу Национального банка. Естественно, в силу ряда причин наши банковская и финансовая системы слабо интегрированы в мировую финансовую систему. У нас достаточно автономно развиваются процессы, и в связи с этим нам удалось выстоять и, более того, наладить процессы развития. Мы смогли оживить процессы кредитования, поддержать проблемные банки. Если в прошлом году, в 2014-м, из восьми коммерческих банков Абхазии только три были прибыльные, по предварительным данным, этот год завершают с прибылью уже шесть банков из восьми. И во многом, я считаю, что это заслуга Национального банка Республики Абхазия, который оказывал всяческую поддержку, направленную на оздоровление проблемных банков. Помимо этого, сам Национальный банк удвоил операционную прибыль, несмотря на кризисные процессы, за счет оптимизации ресурсов, которыми он владел, и оптимизации расходов. В результате мы улучшили наши финансовые показатели.

Анаид Гогорян: Скажите, почему вы предлагаете отложить введение валютного контроля? С чем это связано?

Беслан Барателия: Безусловно, мы понимаем важность принятия такого закона, и чтобы вы правильно понимали, мы не против его принятия. Другое дело, что мы просили дополнительное время для того, чтобы закон не оставался просто законом на бумаге. Для того чтобы он заработал, нужно принять комплекс нормативно-правовых документов в развитие этого закона. Также создать инфраструктуру, которая бы позволяла реализовывать те положения, которые отражены в законе. Для этого требуется время, мы не хотим, чтобы закон родился, скажем, мертворожденным. Но я думаю, что в течение двух-трех месяцев мы сможем завершить все подготовительные работы, с тем, чтобы закон заработал в полную силу. Это программное обеспечение, каналы связи должны быть защищенные, какой-то орган должен администрировать эти процессы. И все это должно быть заложено в законе, и после того как его примут, должно даваться время для того, чтобы подготовиться к этому.

Анаид Гогорян: Есть люди, команда, которые будут работать на базе Нацбанка либо с привлечением других экспертов?

Беслан Барателия: На базе Нацбанка – безусловно, но с привлечением других органов, поскольку это обширная работа, которая не может быть решена исключительно силами Национального банка.

Анаид Гогорян: Поговорим о проблемах, которые сегодня наверняка у вас существуют.

Беслан Барателия: Главная проблема – это доставшееся наследие, комплекс или пласт проблемных кредитов, которые не обслуживались многие годы, которые забыты заемщиками, и нам приходится все это ворошить, поднимать, реструктуризировать, пролонгировать, проводить иногда даже и списание процентов, в случае если заемщик готов пересматривать условия, и т.д. То есть это очень сложная проблема, которая займет не один год. Вторая сложность, с которой нам приходится сталкиваться, она решаема: это менять представление заемщика о правилах участия в процессе кредитования. Национальный банк формулирует эти правила, разрабатывает определенные программы и приобщает население к процессам кредитования. Это сложная задача, с которой нам приходится сталкиваться, институционального характера. Помимо этого, сама финансовая система, банковская, в частности, сталкивается с тем, что мы используем российский рубль в качестве основного платежного средства. И, безусловно, те процессы, которые происходят на финансовых российских рынках, на валютном рынке России, сказываются на нас. Это обесценение валюты, рост курса доллара, повышение ставок процентных, удорожание кредитных ресурсов, безусловно, отражается и на нашей системе. И негативным образом отражается на ней, но, тем не менее, нам удается выстоять и развиваться в русле тех процессов, которые нас окружают.

Анаид Гогорян: Расскажите о программе кредитования малого предпринимательства, которая была разработана Национальным банком. Можно подвести какие-то итоги?

Беслан Барателия: Опять же мы можем говорить о предварительных итогах. Национальный банк Республики Абхазия, пытаясь сделать кредиты более доступными для населения, разработал несколько программ кредитования. Первая программа – это кредитование малого бизнеса, в рамках этой программы более трехсот пятидесяти заемщиков обратились за кредитами, из которых менее половины получили поддержку. Программа рассчитана на сумму двести миллионов рублей. Программа была направлена на поддержание производства и не предполагала финансирование торговли. Половина из этой суммы должна быть направлена на развитие сельского хозяйства Абхазии. Можно сказать, что, в принципе, освоение денег в рамках этой программы подошло к завершению. Но так как средства выдавались сроком на три года, об итогах самой программы говорить рано, поскольку пока мы только на этапе реализации программы кредитования малого и среднего бизнеса. Помимо этого, Национальный банк Республики Абхазия запустил кредитование под заработную плату и пенсии для держателей карт «Апра». И сегодня полтора месяца, как мы запустили эту программу. Более пятисот человек – граждан Абхазии стали заемщиками под свою заработную плату и пенсии. Это небольшие суммы, небольшие кредиты в основном потребительского характера. Тем не менее, как мы увидели, существует большой запрос на такие небольшие кредиты со стороны населения. И мне кажется, что мы сделали правильно, когда разрабатывали эту программу, раз в течение такого небольшого срока такое большое количество заемщиков обратилось в банк. И на той неделе мы запустили третью программу – кредитование торговли. Если по первой программе торговля была исключена, то третья программа, которая началась недавно, ориентирована исключительно на тех, кто занимается торговлей. Заемщики могут обратиться в коммерческие банки за кредитом в размере до миллиона рублей под залог, под обеспечение коммерческой недвижимости, в которой они работают.

Анаид Гогорян: Кто-нибудь уже обратился?

Беслан Барателия: Да, с прошлого понедельника порядка 30-40 человек уже обратилось к нам за консультациями, как оформлять документы. Выдача денежных средств начнется в конце января.

Анаид Гогорян: Что касается банковских карт «Апра». 8 июля на заседании парламента было заявлено о том, что карта себя не оправдала и пока убыточная. Скажите, пожалуйста, какова сегодня ситуация? Как обстоят дела?

Беслан Барателия: Дело в том, что развитие национальной платежной системы – это дорогостоящий проект, вложены десятки миллионов рублей на ее создание, развитие, но процесс этот набирает обороты, и для того чтобы выйти в точку безубыточности, по нашим предварительным подсчетам, должно быть более 50 тысяч держателей карт. Только тогда она будет оправдывать себя, если будет обслуживаться система банкоматов, POS-терминальных устройств и т.д. На сегодняшний день она пока все еще убыточная, безусловно, и, по нашим прогнозам, она будет убыточной еще два-три года. Впервые Национальный банк получил доходы от деятельности по развитию «Апры» в размере одного миллиона рублей за весь 2015 год. Это первый миллион рублей, следующие миллионы будут идти значительно быстрее, поскольку процесс распространения банковских карт идет очень быстро. За 2015 год банк Абхазии имитировал более двадцати трех тысяч карт. И, соответственно, при активной поддержке Национального банка было установлено более трехсот POS-терминальных устройств. Сегодня в Абхазии работает около семидесяти банкоматов. Хотя это небольшая инфраструктура, но она дала возможность Банку Абхазии заработать первый миллион. В перспективе устройств будет значительно больше и держателей карт больше, поэтому эта система заработает. Через два-три года мы выйдем в точку безубыточности, проект будет себя оправдывать.

Анаид Гогорян: А сколько всего на сегодняшний день выдано карт «Апра»?

Беслан Барателия: На сегодняшний день выдано около 25 тысяч карт, из которых 23 тысячи выданы в 2015 году.

Анаид Гогорян: Скажите, пожалуйста, как идет процесс обслуживания банковского кредита, который нам выдала Российская Федерация?

Беслан Барателия: Речь идет о 700 миллионов рублей, как я понимаю, которые были выданы.

Анаид Гогорян: Да.

Беслан Барателия: Процесс обслуживания идет по графику, мы ни на один день не задерживаем обслуживание процентов, выплату процентов. Два раза в год выплачиваем тело кредита частями. Это в июне и в декабре. Недавно мы выплатили очередной транш, по графику ни одного дня задержки. К середине 2020 года состоится полное погашение этого кредита.

Анаид Гогорян: Расскажите, пожалуйста, о планах на будущий 2016 год, что вы планируете, что вы намерены сделать для изменения ситуации в банковской сфере Абхазии?

Беслан Барателия: Банк Абхазии будет продолжать активную работу по стабилизации системы, по оздоровлению ее. Нас беспокоит, что главный коммерческий банк Абхазии – Сберегательный банк Республики Абхазия, пока находится в зоне убытков, поскольку почти все коммерческие банки сейчас в прибыли, и мы будем продолжать работу по оздоровлению этого банка. Также Национальный банк Республики Абхазия будет реализовывать программу по развитию процессов кредитования, будет формировать новые программы кредитования, в том числе, мы планируем развивать тему ипотечного кредитования, которое очень востребовано в Абхазии. И наша еще одна задача – интеграция абхазской платежной системы в НСПК (Национальная система платежных карт). Мы хотим, чтобы наши карточки, которые выпускаются здесь под брендом «Апра», работали в России и российские карточки работали в Абхазии. То есть поднять российско-абхазские отношения на более высокий уровень. Такие стратегические задачи стоят перед Банком Абхазии сегодня.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG