Accessibility links

Лейла Алиева: «Главное – сохранить статус-кво»


Азербайджанский политолог Лейла Алиева
Азербайджанский политолог Лейла Алиева

ПРАГА---Предновогоднее обрушение национальной валюты, Карабах и брожения в элите, поиски равноудаленности между Россией и Западом. Эти и другие вопросы, подводя итоги года в Азербайджане, мы обсудим с азербайджанским политологом Лейлой Алиевой.

Вадим Дубнов: В какой степени тяжелая судьба маната стала отражением всех трудных внутренних процессов Азербайджана?

Лейла Алиева: Сейчас наблюдается тенденция, при которой все пытаются свалить все на внешние причины. Если бы это был неожиданный процесс, тогда можно было бы сказать: «да, мы не были готовы», но дело в том, что все наше постсоветское развитие шло под флагом того, что нужно сделать экономику как можно меньше зависимой от нефти и газа. У нас было 25 лет, чтобы подготовиться к этому процессу, но вместо этого у нас шел интенсивный перевод денег в бюджет из Национального фонда, были мега-проекты. Я считаю, что главная причина, безусловно, внутренняя, и почему-то наше правительство тоже думало, что коррупция – это как бы просто так. Создается иллюзия того, что поскольку денег много, то можно их как бы и поворовать. Получается, что в первую очередь это сказывается на государственных институтах, потому что все начинает трещать по швам...

Вадим Дубнов: Правильно ли я понимаю, что тем не менее сама власть консолидировалась?

Лейла Алиева: «Главное – сохранить статус-кво»
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:41 0:00
Скачать

Лейла Алиева: Власть видит внутреннюю угрозу гораздо более серьезной, чем угрозу внешнюю. Разделение Министерства национальной безопасности, в старом стиле КГБ, и Министерства внешней разведки, по мнению очень многих экспертов, указывает на то, что правительство будет больше фокусироваться на внутренних угрозах. Есть какие-то политические шаги, которые направлены на то, чтобы, как вы сказали, укрепить свою власть и превентировать угрозу. Могут быть две угрозы: исходящие изнутри – от социальной мобилизации и внутриэлитные проблемы. Один из способов, в данном случае, – это попытка консолидировать власть внутри элиты путем снятия с должностей, реорганизации и т.д. По сути, это ничего не меняет, потому что нет механизмов для того, чтобы мониторить и отслеживать целостность элитной власти, и чем дальше, тем больше будут усиливаться авторитарные тенденции. Мы знаем, что, как правило, в условиях уменьшения ресурсов для поддержки авторитарной власти в конечном итоге все может кончиться какими-то социальными потрясениями. Проблема в том, что нет понимания того, что бесконечно держать систему такими методами, особенно когда экономика трещит по швам, по сути, это кратковременная мера.

Вадим Дубнов: Правильно ли я понимаю, что в этой ситуации власть будет вынуждена разыгрывать карту внешнего врага? Насколько это чревато обострениями в Карабахе и на линии противостояния с Арменией вообще?

Лейла Алиева: Начнем с того, что для обострения ситуации в Карабахе, самого неудачного Минского процесса и вообще медиации уже достаточно для того, чтобы была постоянная опасность обострения. Внутренние причины как бы могут этому помочь, особенно если соседняя Россия будет заинтересована в обострении ситуации. Понятно, что в России ситуация тоже не ахти какая, поэтому может быть какое-то совпадение внутренних факторов в нескольких странах, которые могут сделать процесс обострения ситуации высоковероятным. Однако не нужно забывать, что, в принципе, сама власть держится на стабильности. Если обратить внимание на документ о санкциях, который был принят в Америке, там есть фраза о том, что на время переговоров, если они будут идти, этими санкциями как бы дают понять игрокам в нашем регионе (имеются в виду Армения и Азербайджан), что нестабильность не будет приветствоваться. Понятно, что Армении в данный момент это может быть невыгодно, потому что статус-кво ее устраивает, а Азербайджан не устраивает. Понятно, что во всем этом есть какие-то национальные интересы. Я думаю, что чем более напряженной будет ситуация внутри страны, конечно, тем больше будет вероятность обострения ситуации на фронте.

Вадим Дубнов: Если обозначить каким-то одним ключевым словом итоги года в Азербайджане, то этим словом, скорее всего, будет неопределенность, в этап которой Азербайджан вступает по очень многим направлениям. Согласны ли вы с этим?

Лейла Алиева: Да, я думаю, что вы правы. Действительно, есть неопределенность. Хотя в этой неопределенности как бы отражается то, что Азербайджан называет сбалансированностью своей внешней политики, поэтому непонятно, куда он интегрируется. Я думаю, что главное в данном случае сохранить внутриполитический статус-кво. Так что здесь идет очень сильный месаж, потому что мы будем придерживаться той внешней политики, которая у нас не будет подвергать опасности наш внутренний статус-кво.

Вадим Дубнов: Но здесь угадать невозможно, как показал 2015 год, поэтому были не совсем понятные маневры между Западом и Россией. И с Россией вроде бы идет сближение, но совсем сближаться нельзя, и с Западом идет охлаждение, но совсем рвать с Западом нельзя...

Лейла Алиева: Так оно и есть. Я с вами согласна, что, конечно, здесь идет учет каких-то внешнеполитических факторов. Понятно, что Россия сейчас не в самой лучшей своей форме, и связываться с Россией в этом плане будет означать, как у нас все говорят, совместное падение на дно. Поэтому я думаю, что будет продолжаться лавирование. Для нас самой главной проблемой является то, что правительство показало, что оно не способно к каким-то серьезным реформам и оно очень жестко держится за свой статус-кво. По сравнению с тем, что происходит в соседней Грузии и Украине, какие там предпринимаются попытки серьезно реформировать общество, систему, здесь (в Азербайджане), наоборот, мы чувствуем, что идет консолидация каких-то вещей, от которых пытаются избавиться в других странах Восточного партнерства.

Вадим Дубнов: В этом лавировании есть риск перейти какую-то границу – слишком сблизиться с Россией или слишком отдалиться от Запада, что может оказаться необратимым?

Лейла Алиева: Пока лавирование – это единственное, что позволило правительству сохранять статус-кво. Могут, конечно, вмешаться какие-то очень серьезные факторы – война в Карабахе или какие-то другие более глобальные региональные события, которые могут внести какую-то поправку.

XS
SM
MD
LG