В Абхазии продолжается бурная полемика вокруг открытия рынка недвижимости для иностранцев, в которую вовлечены практически все политические силы. На днях с призывом не рассматривать закон «Об особенностях оборота жилых помещений» к нынешним парламентариям обратились депутаты первых четырех созывов парламента.
Страсти по недвижимости кипят в Абхазии уже не первый месяц. 29 июля 2015 года, выступая на расширенном заседании кабинета министров Абхазии, президент Рауль Хаджимба призвал депутатов парламента рассмотреть вопрос продажи недвижимости иностранным гражданам и решить его в ближайшее время. Это выступление привело к дискуссии, в которую включились депутаты абхазского парламента, представители политических партий и общественных организаций.
27 августа в своей речи на собрании актива Республиканской партии «Форум народного единства Абхазии» Рауль Хаджимба выразил свою уверенность в том, что продажа недвижимости иностранным гражданам не может привести к утрате государственности. Нелегальная продажа недвижимости в Абхазии происходит «налево и направо», но никакого дохода от этих сделок бюджет не получает. Президент пообещал, что в вопросе продажи недвижимости иностранцам «скрытых и скоропалительных решений не будет», «все решения будут приниматься открыто, прозрачно» и в интересах народа Абхазии.
Острая полемика по вопросу продажи недвижимости возникла во время VI российско-абхазского делового форума, который проходил в Сухуме в ноябре 2015 года. С резкими заявлениями о необходимости решить положительно этот вопрос выступил Никита Исаев, директор российского Института актуальной экономики. Он считает, что возможность покупки недвижимости в Абхазии улучшит инвестиционный климат, а запрет на покупку недвижимости сильно усложняет российским предпринимателям работу на территории Абхазии. Он настаивал на том, что этот вопрос необходимо поднимать и решать.
Ему оппонировал министр экономики Республики Абхазия Адгур Ардзинба, который говорил о «ментальном сознании абхазов», о том, что в этом вопросе нельзя руководствоваться только экономическими категориями, о болезненности этого вопроса для маленького абхазского общества.
Дискуссия нашла отражение в итоговом заявлении участников VI российско-абхазского делового форума, где записано, что «российская и абхазская стороны считают возможным рассмотреть вопросы, регламентирующие продажу недвижимости гражданам Российской Федерации».
22 декабря два депутата парламента – Сергей Шамба и Георгий Агрба использовали свое право законодательной инициативы и представили законопроект «Об особенностях оборота жилых помещений в Республике Абхазия», в этот же день он поступил в комитет по правовой политике, государственному строительству и правам человека. Теперь депутаты парламента будут вынуждены его рассматривать и принимать по нему какое-то решение.
У закона «Об особенностях оборота жилых помещений в Республике Абхазия» есть свои сторонники и противники, и у всех есть свои аргументы.
Противоположные позиции соприкасаются в одной единственной точке – все согласны с тем, что продажа недвижимости не должна увязываться с получением гражданства. Предоставлять гражданство покупателям недвижимости нельзя.
Сторонники продажи недвижимости говорят о том, что это – наш основной актив, но она не вовлечена в оборот. Рынок недвижимости будет стимулировать строительство жилья, и появится возможность выделять квартиры очередникам, у которых сегодня нет никаких перспектив. Люди, приобретающие недвижимость в Абхазии, будут гарантированно здесь отдыхать и тратить свои сбережения. Граждане Абхазии, у которых есть несколько квартир, смогут продать одну из них и вложить деньги в бизнес. Продажа недвижимости даст импульс развитию экономики, увеличится поступление налогов в бюджет. «Если мы хотим развиваться, а не топтаться на месте, то надо открывать рынок недвижимости», – считают они.
Противники продажи недвижимости говорят о том, что это несет угрозу демографическому балансу в стране. За пять-шесть лет демографический вес абхазского этноса может дойти до 3-5%, что в перспективе приведет к потере суверенитета. Уже сейчас на 200 тысяч населения Абхазии абхазы составляют примерно 70 тысяч. (Данные последних переписей населения не обнародуются, поэтому все оперируют примерными цифрами.) Экономический эффект, на который рассчитывают разработчики закона, составляет примерно 80 млн рублей. Но для его достижения каждый год в Абхазии иностранцы должны покупать 2,5 тысячи квартир по цене около 3 млн рублей. Это означает, что каждый год в Абхазии число владельцев недвижимости будет пополняться на 10 тысяч человек. Выгода, которую может получить бюджет, несопоставима с рисками, так как со временем у иностранцев появятся дети, которые по факту рождения смогут претендовать на получение абхазского гражданства. Присутствие иностранных граждан в Абхазии создаст условия для политического давления на руководство страны. У граждан Абхазии очень низкая покупательная способность, и если разрешить приобретать жилье иностранцам, то они все скупят, а абхазы будут вынуждены уйти из городов в горы.
Обе стороны в целом не возражают против того, что необходимо провести инвентаризацию земли и жилья, перепись населения, зонирование территорий, составить земельный кадастр, чтобы понимать, где и что можно строить, где и что можно продавать, каков этнический состав населения Абхазии.
Апогеем в споре стало обращение депутатов парламента всех предыдущих созывов к нынешним народным избранникам с призывом отказаться даже рассматривать законопроект «Об особенностях оборота жилых помещений в Республике Абхазия». Оно было опубликовано 30 декабря 2015 года на сайте «Нужной газеты», его подписали 25 человек.
В обращении говорится, что «продажа недвижимости иностранцам приведет к демографической экспансии страны, в короткий срок резко увеличится число новых поселенцев».
Массовое заселение Абхазии при мирном развитии событий приведет к резкому изменению этнической структуры населения страны в ущерб абхазам, утрате национальной идентичности и растворению их в чужом этническом мире. По мнению депутатов, иностранцы создадут в стране «пятую колонну» из числа представителей грузинской национальности, которые являются гражданами России и будут стремиться покупать в Абхазии жилье. Это может привести к обострению внутриполитической ситуации, возобновлению вооруженного конфликта с участием новых поселенцев и к ликвидации Абхазского государства.
Авторы обращения напоминают, что во время Отечественной войны 1992-1993 гг. половина граждан Абхазии поддержала грузинских агрессоров. А из общего числа погибших в боях за свободу и независимость страны 84% составляли абхазы. Они уверены, что продажу недвижимости в Абхазии «лоббирует узкая финансово-заинтересованная группа граждан, которые не определились в вопросе, что делать с Абхазией: развивать ее независимый статус или пустить в ход ползучую колонизацию?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия