В конце прошлого года президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили заявил, что Дзамболат Тедеев может скоро пополнить тренерский штаб сборной России по вольной борьбе. В Цхинвале практически не отреагировали на эту новость, но тем не менее она для меня стала почвой для некоторых размышлений.
Дзамболат Тедеев интересен в контексте Южной Осетии хотя бы тем, что он был одним из фаворитов в в президентской гонке 2011 года.
ЦИК РЮО 30 октября 2011 года официально отказал ему в регистрации в соответствии с поправкой к закону «О цензе оседлости», принятой по инициативе экс-президента Эдуарда Кокойты в марте того же года. Дальше были так называемая снежная революция, досрочная отставка Кокойты и победа на повторных выборах компромиссной фигуры Тибилова. Формально Дзамболат Тедеев и его сторонники стали причиной столь бесславного ухода Кокойты с политического поля Южной Осетии. Но сам кризис 2011 года был вызван не столько авторитетом Дзамболата Тедеева и его электората, сколько крайней непопулярностью Кокойты, против которого вместе с Тедеевым выступило большинство южных осетин.
Провальная программа восстановления Южной Осетии, коррупционные скандалы, в которых были замешаны московские кураторы, не оставили шансов и Анатолию Бибилову. Не помогло даже известное рукопожатие в знак поддержки самим Кремлем.
Не секрет, что к 2011 году в связи с тотальной коррупцией, разрухой и склоками югоосетинского официоза вокруг очередных денежных траншей из России, отмены первого тура выборов Москва стала фактором крайнего раздражения для южных осетин. В таком невыгодном ракурсе единственный и главный стратегический союзник еще никогда не выглядел в их глазах. Кокойты и Бибилов прочно ассоциировались с Москвой, и в период выборов нужна была всего лишь небольшая искра, чтобы мобилизовать население против них. И этой искрой стал Тедеев.
Дзамболат Тедеев запомнился и на прежних выборах в 2001 году. Противостояние клана Чибирова и практически всего населения Южной Осетии позволили братьям Ибрагиму и Дзамболату Тедеевым захватить инициативу, объединив вокруг себя значительную часть осетин, и выставить кандидатуру Кокойты на пост президента, обеспечив ему победу. Знал ли тогда Тедеев, что через 10 лет он снова будет на площади, но противостоять тому, кому помогал стать президентом и кто потерял чувство реальности и самоконтроля? Трудно сказать. Но точно мне понятно, что люди шли не за ним, а против Кокойты, как прежде против Чибирова.
В январе 2012 года Тедеев заявил, что главным в своей деятельности считает спорт, и никакого отношения к политике Южной Осетии он не имеет. Такое заявление разочаровало его сторонников, но тем не менее к нему отнеслись с пониманием, полагая, что его просто вынудили уйти из политики.
В феврале того же года Тедеев был уволен с должности главного тренера сборной России по вольной борьбе. За 11 лет в этой должности Тедеев не проиграл ни одного чемпионата. Тем страннее казалась причина его увольнения в связи с тем, что он не в состоянии справиться с функцией главного тренера в полном объеме.
Сегодня Дзамболат Тедеев снова возвращается в большой спорт, но не политику. И, судя по всему, для него должность заменила традицию быть искрой для площади. Значит, выборы президента Южной Осетии в 2017 году будут стабильными и конструктивными.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции