Accessibility links

Ингушский муфтий уходить не намерен


Согласно российской Конституции, все религиозные объединения отделены от государства, и тем не менее религию очень часто используют как инструмент влияния на формирование общественного мнения
Согласно российской Конституции, все религиозные объединения отделены от государства, и тем не менее религию очень часто используют как инструмент влияния на формирование общественного мнения

В новом году руководство Ингушетии намерено продолжить реорганизацию Духовного центра мусульман республики. Для этой цели уже в январе при главе республики будет создано Управление по делам религии. Дело осталось за малым – договориться с нынешним муфтием, который не поддерживает идею с реорганизацией и не намерен уходить в отставку.

Конец года в Ингушетии ознаменовался околорелигиозными событиями. В обществе бурно обсуждали возможность смены главного духовного лица мусульман республики – муфтия. На самом деле к религии эти события имеют косвенное отношение. Согласно российской Конституции, все религиозные объединения отделены от государства, и тем не менее религию очень часто используют как инструмент влияния на формирование общественного мнения. 26 декабря глава Ингушетии встретился с имамами населенных пунктов республики и высказал им пожелание принять отставку муфтия Исы-хаджи Хамхоева, так как, по его мнению, муфтият работает недостаточно активно. «Есть ряд проблем, над которыми надо работать, которые нельзя загонять в угол. Их надо высвечивать, обсуждать и принимать по ним решения. Я вижу, что ничего в этом плане не хотят делать, нет системности в работе…» – сказал Евкуров в интервью «Интерфаксу». Предложение Евкурова в муфтияте не поддержали.

Ингушский муфтий уходить не намерен
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:51 0:00
Скачать

Можно предположить, что на решение Юнус-бека Евкурова повлиял конфликт между прихожанами Насыр-Кортской мечети и представителями муфтията, который произошел 5 июня 2015 года и имел большой резонанс в республике и за ее пределами. В пользу этой версии говорит и официальная реакция самого муфтия Хамхоева, который заявил, что главной причиной разногласий с руководителем республики является разный подход к отделившимся от общины села мечетям. «Люди с подобными убеждениями ни в коем случае не должны получать поддержку наших граждан, тем более от властей. Но, к сожалению, наблюдается другая картина, им даже платят заработную плату», – заявил муфтий. По его глубокому убеждению, это мина замедленного действия, которая в конце концов может привести к кровопролитию в обществе.

Иса-хаджи Хамхоев был переизбран советом алимов и имамами республики на пост муфтия в июле 2014 года, и тогда его кандидатуру поддержал Юнус-бек Евкуров. То обстоятельство, что третий срок действия полномочий муфтия не истек, является главным аргументом у оппонентов Евкурова. Открыто о поддержке позиции главы республики пока никто из известных ингушских религиозных деятелей не заявил, но то, что у муфтия тоже есть оппоненты, сомнения ни у кого не вызывает. Было бы иначе, не было бы конфликта в Насыр-Кортской мечети.

Если в Ингушетии мнения по этому вопросу разделились, то в Чечне ингушский муфтий получил однозначную поддержку. 28 декабря в Грозном руководители духовенства двух республик подписали официальное соглашение по взаимному сотрудничеству. «Главным вопросом, вокруг которого мы должны сплотиться, это проблема распространения идеологии ваххабизма», – заявил на встрече с делегацией алимов из Ингушетии муфтий Чеченской Республики Салах-хаджи Межиев. Он критично отнесся к деятельности двух ингушских имамов – Исы Цечоева и Хамзата Чумакова, которые, по его мнению, своими проповедями наносят вред мусульманскому сообществу.

Во время итоговой пресс-конференции, которая прошла 29 декабря, отвечая на вопрос журналиста о возможной смене муфтия, Юнус-бек Евкуров отметил: «Нельзя представителям официального духовенства вбивать клин между верующими, представителями разных тарикатов и религиозных направлений. А уж тем более недопустимо, чтобы один священнослужитель обсуждал другого, причем публично».

В тот же день он подписал Указ о назначении Солеха Хамхоева своим помощником-советником по религиозным вопросам. До этого несколько лет Солех Хамхоев официально представлял интересы Совета муфтиев России на Северном Кавказе. Перед новым советником поставили задачу до 15 января 2016 года сформировать Управление по делам религий при главе Республики Ингушетия. Кроме того, ему предстоит до конца января 2016 года реанимировать работу Совета алимов Ингушетии, пересмотрев его состав и сформировав новое положение. До сих пор работой Совета алимов занимался Духовный центр мусульман Ингушетии под руководством нынешнего муфтия Исы-хаджи Хамхоева. Значит ли это, что в республике будет действовать два совета или Солеху Хамхоеву удастся-таки объединить всех религиозных деятелей Ингушетии?

XS
SM
MD
LG