Чуть менее трех часов назад завершилась 62-я по счету и первая в новом году встреча в Эргнети в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них. Задержание граждан Грузии на де-факто границе с Южной Осетией остается острой проблемой, констатировали участники встречи. За первые дни января были задержаны три гражданина Грузии, за время, прошедшее с последней встречи в Эргнети, – 11 граждан.
Перед началом встречи в Эргнети представители грузинской стороны и международных посредников от ЕС и ОБСЕ выразили соболезнования по поводу гибели в дорожном происшествии генпрокурора де-факто республики Южной Осетии Мераба Чигоева. В свое время на встречах в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них он представлял южноосетинскую сторону.
Не обошлось сегодня и без особых приветствий и добрых пожеланий – состав участников встречи изменился. Впервые в Эргнети в ранге спецпредставителя ОБСЕ приехал Гюнтер Бехлер, хотя нельзя сказать, что дипломат чувствовал себя новичком: он хорошо знаком с ситуацией, поскольку до 1 января 2016 года Бехлер был послом Швейцарии в Грузии.
Перед началом встречи стало известно, что из Цхинвальского изолятора был освобожден гражданин Грузии, 23-летний житель села Кере Леван Лапачи. Два дня назад он был задержан российскими пограничниками за незаконное пересечение так называемой границы. Лапачи был освобожден после уплаты штрафа в размере 2000 рублей.
Это не единственный случай задержания с начала нового года, заявил представитель грузинской стороны Ираклий Берая. По его словам, с начала года были задержаны трое, с момента предыдущей эргнетской встречи, то есть за месяц, – 11 граждан Грузии. Все они уже освобождены, однако в Цхинвальском изоляторе остаются двое граждан Грузии, которых задержали еще весной прошлого года. Грузинская сторона сегодня потребовала и их освобождения.
Грузинская сторона обозначила еще одну проблему – она требует установить причину смерти 19-летнего жителя Ахалгори Давида Башарули. Он пропал в 2014 году после того, как был задержан югоосетинской милицией. Спустя несколько месяцев на территории самопровозглашенной республики нашли его тело:
«Очень много вопросов вокруг смерти Башарули. Экспертиза его тела, проведенная во Владикавказе, отличается от результатов экспертизы, проведенной в Тбилиси. И пока мы не получим исчерпывающие ответы (от осетинской стороны), мы будем ставить этот вопрос», – заявил по завершении встречи Ираклий Берая.
Тем самым проанонсировав один из вопросов следующей встречи. На аргументах осетинской стороны Берая не остановился.
О позиции представителя де-факто республики Южной Осетии Давида Санакоева рассказывают югоосетинские СМИ. Он отреагировал на протест грузинской стороны против установления так называемых пограничных знаков и сооружений следующим образом:
«Порча информационного знака была зафиксирована 12 января близ села Коркула Цхинвальского района Южной Осетии. Его обстреляли с грузинской стороны. Поэтому мы призвали всех к тому, чтобы государственное имущество нашей республики не подвергалось такому воздействию».
Слова Санакоева приводит югоосетинское агентство «РЕС».
Об обстрелах осетинская сторона заявляла и раньше, однако эти инциденты не нашли подтверждения грузинской стороны и наблюдателей ЕС.
На сегодняшней встрече также стало известно, что остается в силе договор о возобновлении трехстороннего механизма по поиску пропавших с участием Красного Креста. Стороны также договорились об очистке канала Тирипони, головная часть которого находится вблизи Цхинвали, а оросительная вода подается грузинским селам Горийского района.
В свою очередь, в пресс-релизе миссии наблюдателей ЕС отмечается, что «координаторы приветствовали стабильность безопасности вдоль административной границы (ABL) и готовность участников эффективно использовать горячую линию для совместного решения проблем безопасности».
Следующая встреча МПРИ состоится 24 февраля.