Сегодня в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» состоялся VI съезд республиканской политической партии «Единая Абхазия». Открывший его вступительным словом председатель Сухумского городского отделения партии Алхас Манаргия зачитал приветствие съезду партии «Единая Россия». В центре внимания 375 делегатов, а также приглашенных были выборы председателя партии.
Это место освободилось после того, как в прошлом октябре сложил свои полномочия бессменный со дня учреждения партии – 27 января 2009 года –- ее председатель Даур Тарба. Он объяснил тогда в СМИ свое решение большой занятостью по работе директором «Абхазтопа». Но многим в этом увиделась некая недоговоренность: не мешала же ему руководить партией в свое время работа вице-премьером правительства. Вспоминали также ту острую борьбу, которую его соратники повели за то, чтобы он остался во главе «Единой Абхазии» при президентстве Александра Анкваба, уведя партию в оппозицию. Поэтому-то, наверное, все прояснилось, говорили сегодня в кулуарах: Даур Тарба уходил, чтобы освободить место во главе партии своему старшему товарищу со времен создания «Единой Абхазии» – вернувшемуся в политику Сергею Шамба.
Говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но в политике все бывает сложнее и замысловатее. Напомню коротко предысторию. Итак, партия «ЕА» была создана на основе ОПД, учрежденного в марте 2004 года в виду надвигавшихся первых в Абхазии альтернативных президентских выборов. И уже тогда наблюдатели говорили, что у истоков создания движения стоит группа политических тяжеловесов – Сергей Багапш, Сергей Шамба, Нодар Хашба, Нугзар Агрба, Даур Тарба и Артур Миквабия, избранный председателем ОПД. Через несколько месяцев произошел раскол: объединившись с ОПД «Амцахара», «единоабхазы» выдвинули кандидатом в президенты Сергея Багапша, а его тезка Сергей Шамба отошел от «ЕА» и решил выдвигаться самостоятельно. На выборах 2004 года он занял только третье место, но в результате политического компромисса, достигнутого в ходе избирательного кризиса, вернулся на пост министра иностранных дел, а с февраля 2010 года по сентябрь 2011-го руководил кабинетом министров республики. В августе 2011 года он уступил на президентских выборах Александру Анквабу, заняв второе место, и уже на следующий день после выборов он заявил журналистам, что уходит из политики.
Говорят, что «бывших политиков не бывает». Неожиданное заявление Сергея Мироновича в 2011 году наблюдатели объясняли тем, что по возрасту (в марте 2016 года ему исполнится 65 лет) он уже не мог на очередных выборах претендовать на высший пост в государстве, а меньшее его, очевидно, не устраивало. А также тем, что в ходе избирательной борьбы их отношения с Анквабом вконец испортились. Сам Сергей Шамба сегодня, уже будучи единогласно избран председателем «Единой Абхазии», так сказал об этом в своем докладе:
«Признаюсь, что был период, когда мне казалось, что для пользы нашей стране и ее государственному строительству я должен уступить место в политике другим людям и силам. Это было после моего участия в президентских выборах 2011 года. Я считал, что мы сумели отработать механизм бесконфликтной передачи власти, что нас ждет время политической стабильности и что мы наконец-то перейдем от периода политической стабилизации к периоду поступательного развития. Однако дальнейшие события показали, что власть не только не готова предложить обществу программу развития, но и не может, а в ряде случаев не хочет решать те внутренние проблемы, которые в большом количестве накопились у нас в послевоенное время. Возникло естественное общественное недовольство, которое привело к политическому кризису мая 2014 года. Именно после этого кризиса я понял, что не могу более быть сторонним наблюдателем, а должен вернуться в политику. Я выставил свою кандидатуру на выборах в парламент Абхазии. За минувший год моего депутатства я сформировал со своими соратниками депутатскую группу и внес два законопроекта».
Как бывший министр иностранных дел с большим стажем, Сергей Шамба много внимания в докладе уделил международному положению и значимости российско-абхазских отношений. «В настоящий момент у нас немного союзников в окружающем мире, и главный из них – Россия», – подчеркнул он. Говоря о санкционной политике в отношении Турецкой Республики, Шамба отметил:
«Абхазия верна своему стратегическому партнерству с Россией. Абхазская сторона не может не учитывать того, что Турция – это страна НАТО. Кроме того, Турция до сих пор не признала нашу страну. И самое главное, между Абхазией и Россией заключен стратегический союз, обязывающий обеих в случае войны выступить на стороне союзника. И именно это диктует нам необходимость поддержать российские санкции в отношении Турции».
Новый председатель партии также говорил о необходимости создания системы информационного обмена между правоохранительными органами Абхазии и России и системы экспертиз».
Одним из важных условий для привлечения инвесторов в Абхазию, считает он, является регулирование вопроса о продаже недвижимости иностранным гражданам.
«Если заложить определенные ограничения, детально расписать условия владения собственностью так, чтобы этот вопрос не приводил к негативным последствиям, то можно получить немало выгод», – сказал он.
Он также выделил три кластера, которые позволят развить экономику Абхазии: курортно-туристический, сельскохозяйственный и промышленный, связанный с городом Ткуарчал и Ткуарчальским районом.
Шамба убежден, что нужно активно продвигать молодежь в политическую жизнь страны:
«В нашей политике существуют устои, которые мешают молодому поколению участвовать в политике и государственном управлении. Возможно, этот протест молодых создал предпосылки для событий 27 мая 2014 года».
Заместителями председателя партии на съезде были избраны Роберт Яйлян, Владимир Васильев и Дато Каджая. Избран также политсовет партии в количестве 43 человек.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия