В Грозном началось строительство высотного здания в честь первого президента Чечни Ахмата Кадырова, которое назвали "Ахмат-Тауэр". По замыслу авторов проекта, это будет самое высокое здание в Европе. Его предполагаемая площадь – около 235 тысяч квадратных метров, высота – 400 метров. В здании будут смотровая площадка, офисы класса А, пятизвездочный отель, элитные апартаменты, рестораны, конференц-залы, SPA-комплексы и фитнес-центры. Радио Свобода выяснило, что у жителей города новый мегаломанский проект чеченских властей особых эмоций не вызывает. Эксперты называют строительство "пиром во время чумы", а в социальных сетях шутят, пририсовывая к верхушке башни "око Саурона".
В новом здании планируют разместить музейный комплекс в честь Ахмата Кадырова. По предварительным данным, стоимость башни "Ахмат-Тауэр" – от 120 до 500 миллионов рублей. Масштабный и амбициозный проект начали реализовывать на фоне новых жалоб чеченских бюджетников на то, что часть их зарплат удерживают и передают в Фонд Ахмата Кадырова.
Строительством "Ахмат-Тауэра" управляет московская компания "СМАРТ БИЛДИНГ", ее архитектурный проект разработан американской фирмой Adrian Smith + Gordon Gill Architecture. Ранее президент Чечни Рамзан Кадыров лично представил макет будущей высотки в честь его отца:
Житель Грозного по имени Умар рассказал Радио Свобода, что у горожан строительство новой высотки не вызывает никаких особенных эмоций: их туда все равно не впустят, как не впускают в построенные не так давно здания комплекса "Грозный-сити":
– Нам от этого ни хорошо, ни плохо. А что касается красоты города – да, красиво будет. И привлечет туристов из других регионов.
– А что, в Грозный едет много туристов?
– В этом сезоне не так много, но летом бывает достаточно и из российских регионов, и из зарубежных стран.
– Строительство "Ахмат-Тауэр" началось в Грозном в самый разгар экономического кризиса в России. Что происходит в Чечне? Заметили этот кризис жители республики так, как граждане других российских регионов?
– Естественно, кризис замечается, в основном, мы это видим по ценам на продукты и какие-то услуги. Цены поднимаются, а заработные платы остаются такие же, как были раньше.
– Люди как-то выражают недовольство или их все устраивает?
– Естественно, недовольные есть, конечно. Но проявлять тут недовольство вслух... Сами знаете, если кто-то что-то проявляет, его сразу по телевизору показывают. И получается так, как будто он сам виноват во всем этом, как будто это все клевета.
– Не раз уже проходила информация о том, что у бюджетников удерживают часть зарплат якобы для того, чтобы перевести деньги в Фонд Ахмата Кадырова. Люди об этом вслух говорят?
– Раньше говорили об этом, а в последнее время не рискуют. А так, конечно, это продолжается. Бывают случаи, что некоторая сумма удерживается. Систематично это все происходит.
Недовольство есть, но вслух его никто не выражает
– Если вернуться к строительству "Ахмат-Тауэра", это уже не первая элитная высотка, которая строится в Грозном. Что с другими зданиями? Обычные люди могут ими пользоваться – как-то туда входить, выходить, любоваться, подниматься на смотровые площадки?
– Обычным жителям республики проблематично попасть внутрь, либо на ту же самую крышу, это только для туристов, для гостей республики. Там охрана – куда, зачем, почему? Обычно так все и происходит, – говорит житель Грозного Умар.
Строительство элитной башни с апартаментами и офисными центрами проходит на фоне экономического кризиса в России. А жители Чечни вновь жалуются на то, что недополучают зарплату – деньги якобы удерживают для передачи в Фонд Ахмата Кадырова. О незаконном удержании средств из зарплат сотрудников бюджетных организаций Чечни накануне сообщил правозащитный центр "Мемориал".
В организацию обратились родственники сотрудников Комплексного центра социального обслуживания населения Шелковского района Чечни. По их утверждениям, с мая прошлого года работники учреждения стали получать на руки только 30 процентов от зарплаты, которую они получали раньше. При этом в ведомостях о получении зарплаты подписи сотрудников, как утверждается, подделывают. Куда идут удержанные деньги – неясно. По обращению "Мемориала" прокуратура Шелковского района Чечни провела проверку и в возбуждении уголовного дела отказала.
Чеченский политолог Руслан Мартагов отмечает, что, несмотря на крупные финансовые вливания Москвы в бюджет Чечни, положение большинства жителей республики трудно назвать благополучным. По его мнению, строительство новой элитной высотки – это очередная прихоть Рамзана Кадырова, который получил полный карт-бланш от российского президента Владимира Путина:
– Город в этом точно не нуждается. В Грозном достаточно и офисных, и жилых помещений, которые на сегодняшний день пустуют. Надо быть чрезвычайным оптимистом, чтобы сказать, что это здание будет заполнено хотя бы на 50 процентов. Поэтому это объект из области пиара.
– Там, кроме офисов, планируют разместить музейный комплекс Ахмата Кадырова...
– Он в республике уже есть, расположен в достаточно свободных помещениях. (Музей Ахмата Кадырова основан в 2004 году, в 2010 году переехал в современное здание на пересечении проспекта Путина и ул. Маяковского в Грозном. – РС) Называть это одной из причин строительства "Ахмат-Тауэра" – это такая слабая попытка придать задуманному проекту какую-то более или менее практичность.
– Как обычные чеченцы, обычные жители Грозного относятся к этому строительству?
– Относятся крайне отрицательно. Потому что на сегодняшний день в Чечне очень высокий уровень безработицы. Для нас непонятно, почему, допустим, была у нас нефть, очень легкие сорта нефти, но не построено ни одного нефтеперерабатывающего завода. Это все-таки были бы тысячи рабочих мест. Для нас важно, чтобы были агропромышленные холдинги, где было бы занято население. Важно строительство каких-то производственных предприятий – мелких и крупных. В любом случае, надо занять людей. Безработица со страшной силой бьет по карману населения, она же способствует тому, что религиозный, клерикальный радикализм еще не истреблен в Чечне.
– У вас есть какое-то представление о том, как экономический кризис, который в России в самом разгаре в России, проходит в Чечне? Что происходит с ценами, с продуктами? Как люди живут в этих условиях?
– Продукты дорожают. Это вполне естественно, потому что у нас же все привязано к доллару – хоть в Туле находится рынок, хоть в Чечне. Так что продукты дорожают, все дорожает. Население нищает в массе своей. Здесь уже можно проводить без всяких натяжек параллель с Центральной Россией – ситуация одинакова везде.
– Не секрет, что Чечня на особом счету у Владимира Путина. Ежегодный бюджет республики – около 60 миллиардов рублей, это очень большие деньги, это значительно больше, чем получают другие российские регионы. Благодаря чему это происходит и куда уходят эти средства?
Отношения между Путиным и Кадыровым можно назвать "близко родственными", они не имеют ничего общего с государственной политикой
– Это надо спрашивать у тех, кто во власти в Чечне. Я думаю, они бы, если захотели, более емко ответили. А то, что Чечня на особом счету... Это можно сравнить с временами феодализма, с отношениями между суверенами и вассалами. Иногда они были натянутые, иногда они были трепетно-нежные. Я думаю, что сегодняшние отношения между Путиным и Кадыровым можно назвать "близко родственными". Я даже не знаю, как их обозначить еще. В них есть какие-то личностные моменты, которые не имеют ничего общего с государственной политикой, а тем более с внутренней политикой. "Мне захотелось, вот он для меня хороший – все! А остальное меня не волнует".
– Притом что Чечня получает довольно приличные деньги из бюджета России, очень много сообщений о том, что часть зарплат бюджетников удерживается и отдается в Фонд Ахмата Кадырова. Почему это происходит?
Я тебе даю полную власть над этим населением. Оно у вас крепостное. Просто когда я буду собираться на войну, вы мне дружину подгоните
– Это та же феодальная схема. Я суверен, вы мой вассал. Я тебе даю полную власть над этим населением. Оно у вас крепостное, люди – это рабы, называйте как хотите. Просто в то время, когда я буду собираться на войну, вы мне дружину подгоните, либо когда мне что-то захочется, вы мне золотишко подкинете. А с населением делайте что хотите – оно ваше. Только так можно это объяснить. Я думаю, что в Чечне сейчас выстроена схема власти, которая является идеальной для Путина. Пока, по каким-то причинам, этого не получается построить по всей России, но Чечня для него – это идеал общения власти и народа. И здесь ему есть к чему стремиться, – считает политолог Руслан Мартагов.
В пятницу стало известно, что Рамзан Кадыров планирует открыть в Грозном исламский банк – финансовое учреждение, "действующее в соответствии с нормами ислама". Об этом президент Чечни написал в своем инстаграме. По словам Кадырова, договоренность об открытии исламского банка была достигнута на встрече с руководством компании Mazcorp из ОАЭ. Стороны решили "приступить к реализации проекта", написал глава Чечни. Когда планируется открытие исламского банка, Кадыров не уточнил. Сообщается, что кампания МАZCORP также намерена внести инвестиции в строительство многофункционального высотного комплекса "Ахмат-Тауэр".