В Сухуме в культурном центре «СКЛАД» открылась выставка семи швейцарских художников, которые работают в техниках современного искусства. Это первая в Абхазии выставка европейского уровня за двадцать послевоенных лет. Абхазские кураторы выставки «Игры на свежем воздухе» – Асида Бутба и Татьяна Ергунова. Она организована при поддержке и в сотрудничестве с известной швейцарской неправительственной организацией Artasfoundation, которая реализует проекты в сфере искусства.
Профессор Цюрихского университета искусств Дагмар Райхерт основала эту организацию в 2011 году и является ее директором. Сабин Енни – психолог и сотрудник фонда, является куратором абхазских проектов. Обе они приехали вместе с художниками из Швейцарии в Абхазию, чтобы помочь с реализацией идей. Выставка продлится до 20 февраля.
О том, как готовилось это событие, о художниках и их работах, рассказывает куратор выставки Татьяна Ергунова.
Елена Заводская: Татьяна, расскажите, пожалуйста, о том, какой подготовительный этап вы прошли и как проходила организация вашей выставки «Игры на свежем воздухе»?
Татьяна Ергунова: Изначально идею нам предложил Artasfoundation, потому что они хотели провести выставку швейцарских художников в Абхазии. Они объявили конкурс на кураторство по этой выставке внутри Абхазии. Мы с Асидой Бутба подали заявки и получили возможность провести эту выставку. В процессе организации нужно было выбрать художников, мы просмотрели много сайтов и отобрали интересных, с нашей точки зрения, авторов. Сотрудники фонда устроили нам встречи с ними.
Швейцарская организация Artasfoundation известна в художественном мире, у них большой опыт, они нам четко расписали, в какое время в каком городе мы должны оказаться и с кем встретиться. За две недели мы встретились примерно с двадцатью художниками, побывали в разных швейцарских организациях, посмотрели, как они работают, как спонсируются выставки, какие государственные и негосударственные способы поддержки художников у них есть, какие площадки, подобные нашей, получают гранты, как они выживают. Это был очень ценный опыт. Первая выставка, которую мы провели здесь, была швейцарско-абхазской. Это был предыдущий проект, тоже связанный с Artasfoundation. Этот опыт помог нам понять, как делать выставку. Причем мы ее делали в более трудных условиях, чем сейчас, потому что это было для нас в первый раз, это было практически без средств, и мы набили себе шишки, но зато поняли, что и как нужно делать.
Сейчас мы уже идем по проторенной дороге, задачи, конечно, стоят более сложные, и большая ответственность привезти сюда из Швейцарии художников и их работы. Это не простое дело! Все художники, с которыми мы общались, интересовались Абхазией и хотели сюда приехать. Но мы выбрали семь художников и с ними делаем эту выставку.
Е.З.: Если можно, расскажите нам о художниках из Швейцарии, которые приехали в Абхазию, и их работах.
Т.Е.: Только троих из них мы смогли привезти, обеспечить их приезд, проживание, нахождение их здесь в течение десяти дней. Основной наш художник – это Андреа Вольфенсберген. Она – преподаватель из Цюриха и очень известный швейцарский художник. Ее работы охватывают несколько десятилетий, их можно увидеть на ее сайте. Она привезла много работ, но одну свою самую большую скульптуру сделала прямо здесь. Ее идея заключалась в том, что она приедет на место, будет взаимодействовать в Абхазии с пространством. Какие-то мысли, которые у нее здесь появятся, она воплотит. Она привезла небольшие скульптуры, созданные в картоне, а здесь сделала подобную скульптуру из песка. Для нее это немножко необычно, потому что она взяла абхазский материал – песок, который выносит река. Она говорит, что двадцать лет не создавала работы на выезде.
Другой художник – Беат Липперт тоже создает свою «Игру» здесь. Это импорт швейцарской уличной игры в Абхазию. Беат собирался для игры изначально засыпать пол песком. Игра предполагает бросание тяжелых шаров на пол, и для того, чтобы шары не травмировали пол, мы решили постелить ковры. Когда мы стали настилать ковры, ему понравилось, как смотрятся лоскуты, образованные ими. По ходу дела Беат будет снимать видео о том, как люди будут играть здесь в бетанг. Он хочет добиться полного медитативного погружения людей в эту игру и посмотреть, что из этого выйдет.
Еще один художник, который смог к нам приехать, – это Маркус Швандер. Он привез свое слайд-шоу. Маркус работает в основном с фотографиями, с коллажами, собранными из разных фотографий, он их наслаивает, накладывает друг на друга. И здесь он тоже поработал с пространством. Он не просто включил проектор и направил его на стену, он начал создавать какие-то дополнительные плоскости из других предметов, притащил с берега кирпичи, омытые морем, создал свое погружение в среду.
Две графические художницы – Сесиль Хуммель из Цюриха и Беттина Мюрнер из Базеля. Они доверили привезти свои работы другим художникам. И еще один художник – это Люк Оборт. Он очень, по-моему, интересный. Его работы – это огромные композиции, которые наполнены кусочками дерева, воткнутыми в них гвоздиками, какими-то ниточками, лоскутами ткани. Все это выглядит как языческий культ, хотя неизвестно, так ли это и что он хотел этим сказать. Но он заставляет задуматься, погрузиться, хочется подольше постоять около этих работ, посмотреть на то, что он создает.
Напротив входа в зал мы сделали гигантское видео на стену, оно сразу привлекает внимание посетителя. Это видео сняла Андреа в Риме, она жила там 25 лет тому назад. Это были какие-то мигрирующие стаи птиц, они ее очень впечатлили, и она постоянно снимала их на видео. Когда мы с Асидой были у нее в мастерской, мы обратили внимание на это видео и попросили выставить его в Абхазии, если ей это интересно.
Е.З.: А какую реакцию вы ждете от публики на вашу выставку?
Т.Е.: Надеемся, что это будет интересно зрителю. По опыту первой выставки мы уже знаем, что, если люди не привыкли что-то видеть, это не значит, что это им не интересно или что они будут настроены против этого. Реакция в целом была позитивная. Конечно, были и негативные отзывы, были люди, которые не понимали, что происходит, что им показывают, но интерес все равно был очень большой. И то, что люди видят какие-то новые формы выражения в искусстве, – это должно все-таки радовать. Привычные формы – картины, пейзажи, портреты, натюрморты, скульптуры – это все-таки далеко не ново. Это – традиционное искусство, да, оно должно быть, но на новое тоже надо открывать глаза.
Е.З.: Задумывая и создавая эту выставку, какие задачи вы перед собой ставили? Вы ждете, что она будет как-то влиять на наше художественное пространство?
Т.Е.: Мы ждем, что местные молодые художники будут включаться в процесс и создавать вещи, менее привычные для зрителя и для них самих. Опыт прошлой выставки был полезен именно тем, что в ней участвовали молодые абхазские художники, которые до этого участвовали в швейцарском воркшопе. Но даже тот воркшоп на них не так повлиял, как участие потом в самой выставке, потому что для выставки мы попросили каждого сделать что-то несвойственное для них. Например, мы попросили Костю Грецова, который несколько лет снимает одну и ту же серию фотографий «Меланхолия», сделать что-то другое, без его обычных печальных женщин. И он внезапно под самый конец нам принес совершенно другие фотографии, которых мы раньше у него не видели. И мы таким способом это выставили, инсталлировали, что это было очень непривычно. Потом по следам той выставки мы подготовили экспозицию Архипа Лабахуа, известного в Абхазии скульптора и художника.
Молодые художники, которые сейчас интересуются этим местом, нашей площадкой, предлагают нам свои работы. Пока они нам предлагают какие-то старые работы. Они просто хотят, чтобы мы их выставили и занимались ими. Но сами они ничего для этого делать не хотят. Это не тот подход, который мы практикуем, и мы им всем говорим: «Вы подключайтесь, участвуйте в общении, в процессе создания, вы должны понимать, что вы будете вовлечены в процесс организации выставки как полноправные авторы». Такая у нас задача. И мы организовали встречи «По пятницам», так мы их назвали. Раз в две-три недели мы собираемся и обсуждаем, например, одного из участников прошлой выставки, смотрим его работы, ставим ему дальнейшие задачи. Этот человек получает задание на какое-то изучение художников, которые уже работали в данной технике, чтобы не было так, что он изобретает велосипед.
Мы надеемся, что эта выставка как минимум расширит кругозор. «Насмотренность» – это важно для всех, и для художников, и для зрителей. Главное, чтобы люди понимали, что до них хотят донести какую-то мысль, чтобы не просто была форма, чтобы ко всему прочему эта мысль читалась и вызывала какие-то ощущения у зрителя.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия