Сегодня состоялось последнее заседание осенне-зимней сессии абхазского парламента. Первыми на нем предстояло обсудить кадровые вопросы. Тайным голосованием нужно было избрать на должности судей: Верховного суда – Аду Касландзия, Сухумского городского суда – Беллу Хасая, Военного суда республики – Дмитрия Гагулия, а также освободить от должности заместителя генпрокурора РА Омяни Логуа. Обсуждение кандидатов в судьи прошло без сучка и задоринки. Забегая вперед, скажу, что Гагулия был избран тридцатью голосами единогласно, Касландзия при одном, а Хасая – при двух «против». А вот когда начали обсуждать вопрос об освобождении Логуа, завязалась дискуссия…
Ситуация возникла если и не уникальная, то достаточно неординарная при решении таких вопросов в парламенте. Участники разговора, думаю, не договаривали. Причем по вполне понятным причинам. По слухам, которые дошли до меня накануне, у Логуа состоялся жесткий разговор во властных структурах, в котором фигурировало некое обвинение в его адрес. Юрист его с возмущением отверг, но при этом сказал, что уйдет в отставку. Его уговаривали не горячиться, но он настоял на своем. Не знаю, так развивались события или иначе, но официальная версия – что он уходит на пенсию – была воспринята многими депутатами с явным недоверием. Омяни Шотович – 1965 года рождения, ему еще работать и работать. Правда, в органах прокуратуры можно уходить и по выслуге лет, но обычно никто не спешит это делать... Омяни Логуа, кстати, посчитал нужным прийти на заседание сессии, хотя многие в кулуарах рассуждали, что он, скорее всего, не придет:
«Прошу принять мое заявление и освободить от должности. Принятое мной решение соответствует закону. Хочу сказать, что вся моя деятельность была на основе закона», – сказал он в своем выступлении.
Депутат Алмас Джапуа сказал:
«Омяни Шотович, как вы только что прояснили, суть, судя по всему, не в том, что вам пора на пенсию. Тем более, ваши качества по работе мы знаем. И тем более, с момента вашего прихода на эту должность прошло всего ничего. Я не в курсе дела, но, судя по всему, происходит нечто, что вынуждает вас уходить по собственному желанию. Я с такой формулировкой не могу быть согласен, потому что ничего дискредитирующего вас я не знаю. Хочу сказать, что буду голосовать против освобождения Омяни Шотовича от должности».
По мнению Джапуа, замгенпрокурора решил уйти «под давлением ситуации». Депутат Аслан Кобахия возразил ему:
«Я лично знаю Омяни с детства. Омяни не тот человек, на которого можно надавить или заставить что-то сделать. Если меня спросить, я категорически против того, чтобы он ушел, но это его решение».
Генпрокурор Алексей Ломия также отозвался о Логуа весьма положительно, сказал, что знает его и как ветерана войны:
«Никаких противоречий между нами не было, никакого подталкивания к уходу Омяни Логуа с моей стороны или коллектива не было», – отметил он.
Проект постановления, как доложил после перерыва председатель счетной комиссии депутат Тимур Гулиа, не набрал необходимого числа голосов. «За» проголосовало 14, «против» – столько же, и два бюллетеня оказались испорченными (депутаты написали на них, что воздерживаются, а такое не предусмотрено регламентом).
Из других обсужденных сегодня вопросов выделю два.
Алмас Джапуа, один из инициаторов внесения в повестку дня вопроса о вотуме недоверия премьер-министру Артуру Миквабия и первому вице-премьеру Шамилю Адзинба из-за неудовлетворительной работы по подготовке к обмену паспортов гражданина РА и выдаче вида на жительство, заявил, что этот вопрос можно будет рассмотреть только с их участием, но предложил принять постановление, обязывающее Контрольную палату провести до 1 марта комплексную проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных на автоматизированную информационную систему выпуска и учета паспортов и изготовление бланков общегражданских паспортов гражданина РА и бланков вида на жительство. Председатель палаты Роберт Аршба сказал, что если такое постановление будет принято, КП выполнит его в срок. В голосовании принял участие только 21 депутат, но все были «за», и этих голосов хватило.
Для участия в обсуждении парламентского постановления «Об утверждении дополнительного перечня объектов государственной собственности, подлежащих приватизации», были приглашены председатель Госкомитета по приватизации и управлению госимуществом Константин Кация и заместитель министра культуры и охраны и историко-культурного наследия Батал Кобахия. И между ними выявилось несогласие: первый говорил о том, что бывший гараж Института курортологии в Сухуме давно отделен от него в самостоятельный объект, и потому, как не имеющий, в отличие от здания института, никакой исторической ценности, подлежит приватизации, а второй – о том, что он все равно входит в охранную зону. Батала Кобахия активно поддержал депутат Ахра Бжания, другие не менее эмоционально – принятое на этот счет постановление кабмина. В итоге было решено отложить рассмотрение вопроса, пока не будет достигнуто межведомственное согласие в правительстве.
С 15 февраля по 1 марта парламентарии будут в отпуске.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия