«Это невежество или провокация шовинистических имперцев» – так охарактеризовал решение администрации Красной Поляны совместить день окончания Русско-Кавказской войны 21 мая с Днем поселка депутат парламента Республики Абхазия Тенгиз Агрба. С аналогичной реакцией выступают сегодня и другие политические и общественные деятели Абхазии.
Решение властей Красной Поляны о переносе Дня поселка на 21 мая вызвало негативную реакцию в Абхазии. Для горских народов Кавказа это День памяти жертв Русско-Кавказской войны, в таком качестве он закреплен и решением парламента республики. В годовщину окончания войны люди вспоминают погибших, возлагают траурные венки к памятнику махаджирам.
Почему администрация поселка Красная Поляна решила в этот день устроить народные гуляния с выступлением известных артистов, с шумной сельскохозяйственной ярмаркой? Какая в этом необходимость? И почему не нашлось для праздника в календаре другого дня? Я попросила прокомментировать ситуацию Рисмага Аджинджал, секретаря ветеранской организации «Аруаа». Мы встретились с ним на набережной, и вот что он сказал:
«История – болезненная тема, поэтому, когда какие-то мероприятия готовятся, надо историю помнить. У нас раны кровоточащие есть до сих пор, хотя целая жизнь прошла! Слава Богу, у нас нормальные отношения и с русским народом, и между кавказцами. Мы вместе прошли Великую Отечественную войну и бок о бок воевали. В Первую мировую мои деды были в числе тех, кто воевал за Российскую империю и имел большие награды.
Была такая «Дикая дивизия». Абхазцев считали «виновным народом», и чтобы как-то доказать России свою лояльность, в том числе и от Абхазии, и от всех северо-кавказских народов было создано отдельное подразделение. Оно достаточно успешно воевало и положительно влияло на ситуацию на фронте. И вот оба моих деда (и по матери, и по отцу) там воевали. Дальше была Великая Отечественная война, потом была Отечественная война народа Абхазии… У нас было боевое братство, была дружба и с российским, и с русским народом. И мы это ценим. Когда вот такие вещи вытаскивают на свет, это может радикализировать этот вопрос и привести к непредсказуемым и нехорошим последствиям.
И в этом смысле назначение праздника именно в этот день, когда мы, кавказцы, знаем, что 21 мая был парад после уничтожения коренных жителей этой Красной Поляны…
Лично мой род именно оттуда, с этого Псху-Аибгского сообщества. Владислав Ардзинба – известный абхаз, его род тоже оттуда.
В истории не надо ковыряться ради того, чтобы бередить раны. Но я считаю, что это такой момент, который вводит дестабилизацию. Наша дружба, которая есть, то, к чему мы шли долгие годы, по отношению ко всему этому такой праздник будет выглядеть неправильно.
Надеюсь, что найдутся в России нормальные головы. Россия – великая страна, там есть прекрасные люди. Шеварднадзе не мог развязать войну без договоренности с руководством России. Но тем не менее в той же России были великие люди, которые понимали, что мы – маленький народ… Они, может быть, здесь не воевали, но они делали какие-то шаги на государственном уровне. Они думают не только о своем народе, я даже не знаю, какой они национальности, но они думают обо всей цивилизации человеческой.
Надо по возможности не создавать условия для дестабилизации. Я к этому отрицательно отношусь. Не ожидал. Не думал, что так это все будет сделано…»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия