Второй день водители маршрутных такси Ленингорского района Южной Осетии бастуют и отказываются выходить в рейс на Тбилиси. Они протестуют против увеличения налогов и соборов с маршрутных такси в два раза.
Вот уже второй день маршрутки на тбилисском направлении стоят. Водители бастуют против двукратного увеличения налогов. Один из участников забастовки – водитель маршрутного такси Тимур Солаев объясняет, что все транспортные средства на тбилисском направлении частные. Соответственно, у всех водителей либо югоосетинское гражданство, либо вид на жительство – без документов через границу не пропустят. Все состоят на учете в налоговой инспекции и своевременно платят налоги. У Тимура есть компаньон, они работают на одной машине по очереди, сначала один зарабатывает на жизнь две недели, потом второй. В день выходит один рейс, если повезет – два, но такая удача случается редко. До сих пор водители не роптали и не жаловались на проблемы, но двукратное увеличение налогов – это перебор, с которым нельзя мириться, говорит Тимур:
«Они прибавили чересчур. Налоговой мы платили 720 рублей за 15 дней. А сейчас нам говорят, что нам надо платить 1440 рублей. Также на автостанции – раньше платили по 50 рублей за посадку, теперь – 100.
– Вы и в Тбилиси что-то платите?
– На автостанции платим по 3 лари (100 рублей) за каждый рейс. Нет пассажиров, есть пассажиры – не важно, все равно плати».
Я прикинул приблизительный ежедневный баланс водителя маршрутки. Заправляются все только в Грузии – транспортное средство иностранного производства, местный бензин для них губителен. В Грузии литр бензина стоит приблизительно полтора лари (50 рублей). Общий расход топлива в оба конца где-то 800 рублей на 120 километров пробега из расчета 15 литров на сотню. 100 рублей необходимо заплатить за погрузку ленингорской автостанции и столько же тбилисскому вокзалу. Итого – тысяча. Стоимость одного билета – 117 рублей. В идеале, если туда и обратно сядет по 10 пассажиров, то прибыль за день составит 1300 рублей. Но это в идеале. А по факту хорошо, если хотя бы в два раза меньше, говорит Тимур Солаев:
«Бывает, по три, по четыре, по шесть человек возим. Бывает, и вовсе в рейс не выходим, когда пассажиров нет. Но вне зависимости от этого, каждый месяц нужно внести плату».
По уверениям ленингорцев, все же есть два рейса, в которые набиваются по двадцать, а то и больше пассажиров. Это самые лакомые рейсы: первый в семь утра по Москве, который уходит из Тбилиси в Ленингор, второй – в семнадцать часов в обратном направлении. Это время, когда работающие в поселке церованцы – учителя, врачи, служащие администрации – приезжают на работу и уезжают обратно. Эти рейсы продаются, их даже передают по наследству. Это такая закрытая кухня шустрых водил и администраций вокзалов. Остальные водители перебиваются с хлеба на квас.
В общем-то, говорит Тимур, водители не привыкли жаловаться. Они готовы платить и новые налоги, но вся проблема в подходах налоговиков к исчислению налоговой базы:
«У нас в техпаспортах написано: 10 + 1, т.е. десять пассажиров. Нам налог считали так: одно место – 45 рублей. По идее, получается 450 рублей за 15 дней. Но они нам пишут по 15 и более мест, как будто у нас в маршрутке скамейки стоят для дополнительных пассажиров».
Т.е. налоговики включили в количество посадочных мест и стульчики, которые водители возят с собой, что называется, на удачу.
Сегодня в конфликт между налоговиками и водителями вмешалась администрация Ленингорского района. Как сказал мне сотрудник администрации, проблема налогов не имеет к ним прямого отношения, но проблемы людей, которые вторые сутки не могут выехать по своим делам, решать как-то надо. В общем, администрация выступила в качестве организатора и посредника переговоров водителей и налоговиков. В результате стороны пришли к компромиссу: водители принимают новое налогообложение, налоговики, в свою очередь, будут исчислять налогооблагаемую базу по техническим паспортам автомобилей, т.е. из расчета 10 пассажирских мест. При этом сумма налогов, по прикидкам водителей, должна сократиться с 1740 рублей до 900. Это предварительная договоренность. Водители ломали голову, выходить им завтра в рейс или продолжать забастовку до каких-то конкретных официальных заявлений от властей.
По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, эта забастовка – хороший повод задуматься республиканскому правительству, для всех ли видов предпринимателей нужно было поднимать налоги:
«Надо понимать, что некоторые виды деловой активности людей – тот же извоз – это не столько бизнес в общепринятом смысле этого слова, сколько возможность прокормить свою семью без помощи государства. Именно в этом их ценность: они не просят у государства, мол, дайте нам работу, дайте пособие по безработице и т.п. Они сами выкарабкиваются. Т.е. их вклад в бюджет состоит в том, что они не просят из него на содержание своих семей. Это надо понимать, с кого надо собирать деньги, а кого надо оставить в покое».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия